Культурно-исторические традиции как средство воспитания дошкольников

Статьи


Елена Лях

Минск

В статье рассматривается понятие культурно-исторической традиции, раскрывается роль культурно-исторических традиций в жизни современного общества, воспитательный потенциал и возможности использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: культурно-исторические традиции, воспитание, дошкольники.

Состояние человеческого общества сегодня - весь багаж знаний, представлений, нравственных идеалов - результат своеобразной эстафеты поколений, где роль эстафетной палочки выполняет то, что мы сегодня называем традицией. Любое развитие возможно лишь при борьбе противоречий, в том числе и развитие человеческого общества, которое представляет собой органичное переплетение традиционного и инновационного, и в то же время их постоянную борьбу.

Современная семья преимущественно представлена двумя поколениями -родителей и детей, и поэтому оказалась в условиях своеобразной культурно-исторической изоляции. Традиционное, проверенное временем, все реже передается «из уст в уста», все меньше шансов его увидеть, услышать, попробовать. Младшее поколение постепенно лишается возможности через живое общение постигать жизненный опыт поколения бабушек и дедушек. То, что ранее происходило естественно, ежедневно, в кругу семьи, сегодня становится функцией образовательных учреждений.

Выдающийся американский этнограф Маргарет Мид, рассуждая о преемственности поколений и проблеме сохранения культурных традиций, называла XX век временем конфигуративного общества - общества, «в котором отсутствуют деды и бабки». «Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, представляется более легким тогда, когда нет дедов, помнящих о прошлом, формирующих опыт растущего ребенка, закрепляющих непроизвольно все невербализированные ценности старой культуры.... С физическим удалением дедов и бабок из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают. Прошлое, когда-то представленное живыми людьми, становится туманным, его легче отбросить или же исказить в воспоминаниях» [1, 350].

Для современного человека культурно-исторические традиции - это не просто взгляд в прошлое, это еще и огромные возможности в настоящем, и уверенная дорога в будущее. Ознакомливая ребенка с народными традициями, можно передать ему то, что не всегда просто объяснить словами; накопленный столетиями опыт в этом случае передается скорее на уровне ощущений, подталкивающих к эстетическим, нравственным переживаниям, глубоким размышлениям и поиску своего места в окружающем мире.

Культурно-исторические традиции - это элементы культуры народа, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Большинство культурно-исторических традиций славян сложилось в языческом обществе, поэтому в них отразилось стремление людей понять законы окружающего мира. Уподобляя предметы и явления живым существам, древний человек наделял их душой и характером. Он жил в мире, наполненном таинственными сверхъестественными   силами,   среди   которых   были  как  языческие   божества

(Даждьбог, Перун, Велес и т.д.), так и мифологические существа (домовые, лешие, ведьмы, русалки и т.д.). С принятием христианства многобожие сменилось теизмом, однако предыдущие верования не забылись: на протяжение тысяч лет они глубоко вошли в сознание людей и сегодня отражают не только верования предков, но и образ их жизни, их знания и представления об окружающем. Языческие верования восточных славян соединились с христианским культом. Ф. С. Капица назвал это явление двоеверием [2, 6]. Образы языческих божеств стали соотноситься со многими христианскими святыми.

Традиция - это не все наследие народа. Поколение не наследует всех элементов прошлого: человеческий опыт как бы просеивается, проходит отбор, подвергается проверке временем; незначительное и ненесущее смысловой нагрузки постепенно исчезает, в итоге остается ядро в очень «концентрированной» форме, представляющее собой совокупность ценных, сакральных знаний, представлений, убеждений, которые сформировались на протяжение всей истории существования определенной общности людей. Совокупность наследуемых явлений представляет собой своеобразную «сокровищницу» народа. Эта «сокровищница» определяет его духовную стабильность и во многом дальнейшее развитие общества. Народ, нация не рождаются каждый раз заново, а продолжают жить в уходящих и приходящих поколениях.

Часто культурное наследие делят на духовное и материальное. Однако невозможно отнести каждое явление культурного наследия только к одному классу: в любом явлении материальной культуры заложена идея, смысл, предназначение, благодаря которому оно сохранилось; оно всегда символично и выражает состояние общества в различных аспектах: нравственном, эстетическом, экономическом. Поэтому культурное наследие - это в первую очередь ценностное, духовное или нравственное, эстетическое, символическое содержание, заключенное в материальную оболочку, которая выполняет роль передатчика, своеобразного «конверта», с помощью которого духовное содержание сохраняется и путешествует во времени.

Передача жизненного опыта, содержащегося в традициях, может осуществляться через живую связь в общении, а также без непосредственного участия передающего и получающего. Процессы наследования в современном обществе подчинены техническому прогрессу и не предполагают обязательного непосредственного общения двух сторон. Появление письменного текста, как отметила М. В. Захарченко, «разбивает монолитное единство «прошлого» и создает множественность в его восприятии, возможность «выбирать» прошлое» [3,85]

Очевидны основные функции традиций, определенные их сущностью: сохранительная, аккумулятивная, функция трансляции. В. М. Каиров выделяет особую функцию традиций - функцию социальной регуляции, ставя ее на главную позицию [4].

Г .И .Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова выделяют разновидности народных традиций: трудовые, празднично-игровые, семейные, религиозные, фольклорные [5]. Данное разделение носит очень условный характер, так как любую традицию можно отнести практически ко всем разновидностям: элементы народной культуры, дошедшие до наших дней, являются опытом всех сфер жизни наших предков.

Выделяют также календарные (Масленица, Юрьев день, Покровы и т.д.) и семейные (Запоины, Свадьба, Родильный обряд, Крестины и т.д.) народные традиции.

Содержанием культурно-исторической традиции являются декоративно-прикладное искусство, фольклор, музыкальная деятельность. Отношение содержания и формы культурно-исторической традиции можно представить в виде следующей схемы.

Культурно-исторические традиции

Декоративно-прикладное искусство

Фольклор

Музыкальная деятельность

Традиционные народные праздники (как совокупность ритуалов, обрядов, обычаев)

Рисунок 1. Культурно-исторические традиции

Самой яркой, глубокой, высшей формой сохранения народной культуры можно считать традиционные народные праздники. У белорусов, как и у многих других народов, народный праздник представляет собой совокупность всех видов и форм культурно-исторических традиций, своеобразный комок, сгусток символов, примет, верований, эмоций.

Праздник как состояние души не может ни с чем сравниться по силе своего воздействия на чувства, эмоции, мысли человека. Даже не принимая непосредственного участия в праздничных действиях, человек чувствует свою причастность к народу, задумывается о своих корнях, об отношении к языку, национальной культуре. Богатое эстетическое наполнение любого белорусского праздника не может оставить равнодушным его участников: музыка, песни, танцы, фольклор, определенные обрядовые действия завораживают глубиной и неоднозначностью восприятия окружающего. Для ребенка дошкольного возраста культурно-исторический праздник - это не просто яркое и великолепное развлечение, это событие, наполненное глубоким смыслом, который он пытается разгадать, это послание из прошлого, которое он пробует прочесть. Невозможно не участвовать в таком празднике: он захватывает всех, кто встречается на его пути, вовлекая в круговорот праздничных действий и заставляя почувствовать себя частью своего народа.

Традиционные народные праздники оказывают сильное воздействие на чувства, эмоции, настроение ребенка. Вооружившись знаниями о своей стране, культуре и истории народа, дошкольник ощутит себя причастным к происходящему, почувствует себя частью нации. Имея возможность применить полученные знания и навыки на практике, он несомненно почувствует свою значимость и гордость за страну и людей. Яркие, веселые, наполненные игрой, музыкой, национальными атрибутами праздники, как правило, остаются в памяти человека на всю жизнь.

Важнейшим элементом любого традиционного белорусского народного праздника является богатый, колоритный фольклор. Народная мудрость, дошедшая до наших дней, донесла до нас важнейшие истины, «зашифрованные» в многочисленных пословицах, поговорках, стихах, песнях. Белорусская народная мудрость гласит: «Што у дзяцшстве выхаваеш, на тое у старасщ абапрэшся», «Не бще дубцам1, навучайце слауцамЬ>, «Паважай старых, бо сам стары будзеш» и т.д.

Ядром фольклора является слово, но оно всегда «облачено» в национально -художественную оболочку: мелодию, танец, атрибуты, одежду, определенное поведение. Именно это заставляет многих исследователей понимать фольклор как комплекс материальной и духовной культуры вообще, т.е., фактически отождествлять фольклор и народную культуру.

Для любого человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста, фольклор представляет собой бесконечно глубокий запас культурно-исторических ценностей народа, в котором отражена вся его история, образ жизни, представления и надежды. Каждая пословица и поговорка любого народа - способ поделиться знаниями и мудростью, объяснить законы взаимоотношений между людьми, показать основные жизненные закономерности, определить приоритеты.

В работе с детьми дошкольного возраста предпочтительно использовать яркий, красочный, запоминающийся материал, который будет понятен, близок, интересен детям, завладеет их вниманием, станет средством всестороннего развития. Всем этим требованиям отвечают культурно-исторические традиции.

Нами было проведено исследование, включающее карту самооценки, анкетирование и беседу, в котором приняли участие 127 педагогов дошкольных учреждений различных регионов Беларуси. Исследование показало, что только 12% педагогов оценивают свои знания о культурно-исторических традициях белорусов на «отлично», 60% - на «хорошо», 25% опрашиваемых считают, что немного разбираются в этом вопросе, и 3% педагогов не знают, что такое культурно-исторические традиции. Как показывают данные, большинство педагогов в той или иной степени сомневаются в своих знаниях. Между тем, страдают от этого и дети и сами педагоги, так как. народные традиции могут сделать повседневную деятельность малышей в детском саду ярче и увлекательнее, а для воспитателей они являются бесконечным запасом разнообразного материала для работы. Возможно, такие показатели связаны с недооценкой педагогами воспитательного потенциала культурно-исторических традиций своего народа: на «отлично» свои представления оценили 5% опрашиваемых, на «хорошо» - 51 %, немного представляют себе воспитательный потенциал белорусских культурно-исторических традиций 40% опрошенных педагогов, и 4% не имеют представлений о нем (Рис. 2).

Рисунок 2. Оценка педагогами своих представлений о воспитательном потенциале культурно-исторических традиций

Культурно-исторические традиции сыграли важнейшую роль в истории становления цивилизации, формировании народов и их культур. Они являлись средством передачи информации, особенно в эпоху неразвитых средств коммуникации, что позволяет современному человеку узнать о нормах поведения, нравах, представлениях предков. Традиции объединяют людей на основе единых интересов, принятых форм поведения, играют важную роль в регулировании гражданских и межличностных отношений, в возвышении моральных ценностей и ориентиров.

Дошкольный возраст как нельзя лучше подходит для ознакомления со всеми видами культурно-исторических традиций: декоративно-прикладным искусством, фольклором, музыкальной деятельностью. Яркий, запоминающийся материал всегда находит отклик в душе ребенка. Чтобы поделиться с детьми радостью познания

нового, воспитатель сам должен быть уверен в своих знаниях. Но анкетирование показало: лишь 9% опрошенных считают, что обладают отличными умениями по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством белорусского народа, 39% оценивают эти умения на «хорошо», 38% - на «удовлетворительно», 14% не осуществляют такой деятельности. Между тем, декоративно-прикладное искусство является яркой иллюстрацией истории и культуры народа, обладает высокой эстетической ценностью и способностью привлекать внимание.

Свои умения по ознакомлению детей с устным народным творчеством педагоги оценили следующим образом: 15% - на «отлично», 54% - на «хорошо», 21% - на «удовлетворительно», и 10% опрошенных педагогов не осуществляют этой деятельности. Такие низкие показатели не могут не огорчать, ведь устное народное творчество - это кладезь мудрости, проверенной временем, который к тому же так прост в использовании: достаточно просто озвучить пословицу или поговорку, и появляется тема для обсуждения и размышления.

Умения по ознакомлению дошкольников с традиционной белорусской музыкальной деятельностью лишь 5% респондентов оценили на «отлично», 25% на «хорошо», 47% на «удовлетворительно», и остальные 23% опрошенных педагогов признались, что не знакомят детей с традиционной белорусской музыкальной деятельностью.

Исходя из этих данных, можно предположить, что большинство педагогов не знакомят детей с великолепными и яркими народными танцами, искрометными и содержательными частушками, песнями, милозвучной и завораживающей белорусской музыкой, которые могли бы сделать повседневную деятельность малышей в саду интересней и содержательней. Данные указывают на очень низкую самооценку педагогами своих умений в ознакомлении детей с белорусскими культурно-историческими традициями. Большинство опрошенных не используют их разнонаправленный потенциал в полную меру.

12% воспитателей указали, что не отражают задачи патриотического воспитания при планировании работы с детьми. Только 62% опрошенных осуществляют патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности в течение дня, остальные занимаются этим эпизодически в отдельных видах деятельности: во время занятий, на прогулке, в игровой деятельности, на музыкальных занятиях, во время праздников.

Все опрошенные педагоги не были уверены в знании основных календарно-обрядовых праздников белорусов (Гуканне вясны, Сараю, Камаедзща, Вял1кдзень, Радаунща, Юр'я, Купалле, Зажынк1, Дажыню, Жанщьба Комша, Пакровы, Дзяды, Пахаванне Стралы, Каляды, Грамнщы, Масленща). Большинство может назвать 3-5 праздников, многие путают календарно-обрядовые праздники с праздниками Христианского периода (Рождество, Пасха и т.д.) и Нового времени (Новый Год, Международный женский день, День Победы и т.д.).

Необходимо помнить, что сегодня в нашем обществе существуют праздники, которые условно можно разделить на 3 пласта, в зависимости от времени их возникновения: языческий, христианский период и новое время. Предположительно все календарно-обрядовые праздники уходят корнями в язычество, и так или иначе приурочены к работам в поле и изменению жизни человека в зависимости от поры года. Праздники христианского периода приурочены к основным событиям в жизни Иисуса Христа и почитаемых святых. Праздники нового времени чаще всего иллюстрируют определенные исторические события в обществе. Разумеется, ребенок дошкольного возраста знакомится со всеми праздниками, которые существуют в нашем обществе сегодня. С праздниками христианского периода и нового времени ребенок часто имеет возможность познакомиться вне детского сада, так как они широко распространены в нашем обществе и в том или ином виде празднуются в большинстве   семей.   Календарно-обрядовые   праздники   почти  утратили   свою практическую значимость, особенно для городского человека, не имеющего отношения к работам в поле, и поэтому познакомиться с ними зачастую дети могут лишь в образовательных учреждениях.

Культурно-исторические традиции родного народа - это богатое разнообразие материала для работы с детьми. Искрометный фольклор может сопровождать всю деятельность малышей в саду: пословицы и поговорки удачно иллюстрируют и подтверждают мысли педагога, в то же время становясь самостоятельным материалом для обсуждения, помогают развитию речи, знакомя малышей с родным языком и народной мудростью. Народные приметы помогают отмечать изменения погоды и природы, развивают наблюдательность, становясь подспорьем в экологическом воспитании. Декоративно-прикладное искусство белорусского народа - это бесконечные возможности для изобразительного творчества детей. Гончарство, соломоплетение, декоративная роспись, ткачество, вышивка, резьба по дереву, создание изделий из лозы - все это не только способ для развития фантазии, творческого самовыражения, знакомства с материалами родной природы, но и великолепная возможность получения тактильных ощущений, развития мелкой моторики, что является важной необходимостью в дошкольном возрасте. Традиционная народная музыкальная деятельность - это яркий и самобытный материал для музыкальных занятий, где малыши могут развить свой музыкальный слух, голос, оттачивать координацию движений в народных танцах. Народная музыка может быть великолепным оформлением, или фоном, любого занятия, использоваться воспитателем в качестве средства для релаксации детей.

Усилия педагога должны быть направлены на создание благоприятных условий для включения ребенка во всевозможные виды деятельности с целью активизировать его собственные познавательные действия. Культурно-исторические традиции представляют собой огромный, необъятный запас материала, используя который, педагог сможет включить дошкольников в определенные виды деятельности и побудить их к активности для усвоения знаний, умений и навыков, развития чувств и качеств, формирования доступных их возрасту понятий и убеждений, которые являются залогом положительно мотивированной деятельности по отношению к родной стране и народу. Тесная связь народных традиций с природой, образами, особенностями родного края придают им особую силу и значимость в патриотическом воспитании.

Литература:

1. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1998. - 497 с.

2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 216 с.

3. Захарченко М. В. Понятие традиции: опыт типологической интер Каиров В. М. Традиции и исторический процесс / Рос. Акад. Упр. - М.: Луч, 1994. - 191 с.

4. Каиров В. М. Традиции и исторический процесс / Рос. Акад. Упр. - М.: Луч,

1994. - 189 с.

5. Батурина Г. И., Лисова К. Л., Суворова Г. Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002 - 112 с.

Ещё статьи о праздниках, торжествах и корпоративах


← Корпоратив для работников: страховые взносы   Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие →