Отражение понятий «Праздник», «Ритуал», «Обряд», «Таинство» в русской языковой картине мира

Статьи


Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) № 1. Часть 1. С. 390-394.
УДК 811.161.1'37
Отражение понятий «Праздник», «Ритуал», «Обряд», «Таинство» в русской языковой картине мира
Полякова Ю. Ю.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
В статье рассматриваются понятия «праздник», «ритуал», «обряд», «таинство» через призму языковой картины мира. Предпринимается попытка структурно-семантического анализа дефиниций, выявление различий между данными понятиями.
Ключевые слова: картина мира, праздник, ритуал, обряд, таинство, компонентный анализ.
Актуальность. На такие понятия, как «праздник», «ритуал», «обряд», «таинство», все больше стали обращать свое внимание ученые-языковеды, историки, культурологи, философы, церковнослужители в конце XX века. Исследования проводились в разных областях знаний, но данный аспект еще не до конца изучен лингвистами. Поэтому целью нашего исследования является рассмотрение таких понятий как «праздник», «ритуал», «обряд», «таинство» в языковой картине мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи:
- рассмотреть понятие картины мира, языковой картины мира;
- проанализировать понятия «праздник», «ритуал», «обряд», «таинство» через призму языковой картины мира.
Вопрос о термине «картина мира» (КМ) не раз поднимали XX в. ученые разных областей знаний. Но среди всех мнений можно выделить одно, что картина мира - это целостность трех компонентов: мироощущения, мировосприятия и мировоззрения.
В настоящее время нет единого мнения, как выделить из общей КМ составные части и структурировать их. Одни ученые разделяют КМ на мифологическую, философскую, языковую и религиозную, другие - религиозную включают в часть философской или мифологической, третьи - на научную, языковую и мифологическую.
Такие ученые, как Ю. Н. Караулов, Г. А. Брутян, А. К. Гадомский, в своих работах также освещали данную проблему, они разделяют картину мира на «концептуальную» и «языковую». По мнению Г. А. Брутяна, «концептуальная модель мира» КММ - «информация, данная в понятиях»; «языковая модель мира» ЯММ - «знание, закрепленное в словарях и в словосочетаниях конкретных разговорных языков» [2, с. 109]. И та, и другая модель представляют собой способ существования лексики (словаря) в сознании носителя... И та, и другая восходят к одним и тем же источникам, складываясь из структуры словаря, связанной с ней и растворенной в ней грамматики, и, наконец, идеологии, помогающей установить зависимость между разрозненными элементами, воссоздать целостную картину. Тот факт, что эта картина организована не по языковым законам, а по «законам мира» подтверждает не раз уже высказанную в литературе точку зрения о необходимости различать «семантику отражения» и собственно «лингвистическую семантику» Сфера лингвистической семантики, очевидно, целиком поглощается ЯММ, сфера семантики отражения относится к КММ [3, с. 274].
В современной науке принято считать, что понятие «языковой картины мира» восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев Л. Вайсгербера, Х. Гиппера о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности, к так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа, - с другой.
По замечанию Н. Б. Мечковской, «язык знает немного (в сравнении со всем, что вообще знает человечество), потому что язык - это исторически первая моделирующая семиотическая система человеческого знания, первый запечатленный взгляд на мир. Картину мира, отраженную в языке, можно охарактеризовать так: это наивная (а не научная) картина мира; она «увидена» глазами человека (не Богом и прибором), поэтому приблизительна и неточна (но в нужных случаях наука ее «поправляет»)» [6, с. 32].
Е. С. Кубрякова понимает под языковой картиной мира «...ту часть концептуального мира человека, которая имеет привязку к языку и приломлена через языковые формы [5, с. 142].
Рассмотрим понятия «праздник», «ритуал», «обряд», «таинство» через призму языковой картины мира. Несомненно, что эти понятия связаны между собой. Чтобы понять, чем они различаются, в данной статье (в дальнейшем исследовании используются и другие словари) мы обратились к «Толковому словарю русского языка» Д. Н. Ушакова (СУ) и «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой (СОШ).
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
ПРАЗДНИК, 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходкой, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-н. Семейный п.: На душе п. (перен.: радостно). 5. День игр, развлечений.
ОБРЯД, Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции.
ТАИНСТВО, В христианстве: церковный обряд, предназначенный для приобщения верующего к божественной благодати.
РИТУАЛ, 1. Порядок обрядовых действий. Р. погребения. 2. Установленный порядок действий при совершении церковного таинства. Церковные ритуалы: р. венчания, крещения, соборования. 3. То же, что церемониал.
Итак, в дефиниции «праздник» четко выделяется интегральная сема 'день': день торжества, день, отмечаемый церковью, день радости, нерабочий день. Праздник -многозначное понятие. В словаре дается как понятие светского праздника, так и религиозного.
Ритуал, обряд и таинство являются составной частью «праздника», поэтому, если представить их в виде схемы, то они будут расположены на уровень ниже «праздника».
Обряд - это совокупность действий, которые образуют праздник, действия, которые необходимы, чтобы праздник состоялся. Обряды, так же как и праздник, носят светский и религиозный характер.
Для «таинства» сразу оговаривается религия, это означает, что данное понятие не свойственно светскому празднику. В словаре говорится, что таинство - это и есть обряд, только церковный.
В семеме «ритуал» интегральной семой будет 'порядок действий': обрядовых, при совершении таинства. Но, как и обряд, ритуал может относиться и к светской, и к религиозной сфере.
Ритуалы и обряды - это звенья одной системы, которые имеют свои нормативные, бытовые и религиозные особенности. Они определяют внутреннее устройство действия и их определенную четкую очередность.
Мы видим, что по дефинициям словаря можно выстроить четкую иерархию семем. На первом месте праздник, в него входит обряд и таинство, а в них ритуал.
Рассмотрим лексемы в «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова:
ПРАЗДНИК, праздника, м. 1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. день торжества в память какого-н. выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. Революционные праздники. 3. Официально установленный общий день отдыха, по таким дням повидаться с родными. 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-н. Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста, а летом праздники на даче. 5. День массовых игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник. 6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, принятым событием, удачей и т. п.; 7. перен. Испытываемое от чего-н. наслаждение, источник наслаждения (книжн. поэт.).
ОБРЯД, обряда, м. Церемония, чин; ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущ. культового характера. Обряд венчания. Обряды католической церкви.
ТАИНСТВО, таинства, ср. 1. То же, что тайна в 1 и 2 знач. (устар.). 2. Обряд, имеющий, по христианскому учению, чудодейственную силу и сообщающий верующим особую благодать, напр. крещение, причащение и др. (церк.).
РИТУАЛ, ритуала, м. (от латин. ritualis - обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-н. Ритуал приема послов. По ритуалу.
В СУ, в отличие от СОШ, понятие праздник содержит целых семь значений. Как в СОШ интегральной семой является 'день': день памяти, день торжества, общий день отдыха, день массовых игр, счастливый, радостный день. Также мы видим, что в 4 значении интегральная сема имплицитная, то есть, день, в который устраивают веселье, бал. А 7 переносное значение отличается от переносного значения в СОШ. В СУ что это «наслаждение» от чего-нибудь, а в СОШ - это день, в который радостно. Что интересно, первое и второе значение семем одного и другого словаря совпадают, но в СУ 1 значение - это церковный день, а 2 - день торжества, а в СОШ - эти значения 1 и 2 значения меняются местами.
Обряд в СУ, так же как и в СОШ, - это ряд определенных действий с уточнением «преимущ. культовых действий». В СОШ упоминается, что это определенные действия, в которых «воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции». По семе 'церемония' нам становится понятно, что в СУ также как и в СОШ понятие «обряд» носит как светский так и религиозный характер.
В СУ «таинство» - многозначное слово в отличие от дефиниции в СОШ. Первое значение идет с пометой устар. со значением тайна, а второе значение совпадает со значением в СОШ. Таинство относится только к христианской религии. Таинство стоит на одной ступеньке с обрядом, с одним исключением, что данный обряд имеет чудодейственную силу, окутан тайной и относится к религии.
Семема «ритуал» в СУ содержит такие семы как: 'порядок обрядовых действий', 'церемониал, выработанный обычаем порядок'
Исходя из дефиниции, можно судить, что ритуал относится и к светским, и к религиозным обрядовым действиям.
В СУ, так же как и в СОШ, можно выстроить иерархию семем:
- на первом месте праздник;
- на втором обряд и таинство;
- на третьем - ритуал.
Как видим, иерархия полностью совпадает в СУ и в СОШ.
Например, если взять религиозный эортоним Крещение, то в словарях и энциклопедиях мы находим и праздник Крещения, и обряд Крещения, и таинство Крещения, и ритуал Крещения. Каждое понятие несет свою семантику.
В СУ Крещение 1. Христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми), для включения их в число членов церкви. 2. (К прописное). Один из главных (двунадесятых) праздников у православных христиан (церк.) [8].
В Большом Энциклопедическом Словаре «Крещение Господне (Богоявление) -один из двунадесятых православных церковных праздников. Одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви» [1].
В философском словаре «Крещение - одно из 7 христ. таинств, которое знаменует принятие человека в лоно церкви.... Ритуал Крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). Известно, что водные очистительные обряды совершались во многих религиях др. мира и были связаны с представлениями первобытных людей об очистительной силе воды» [4].
Во время праздника «Крещения» совершают обряд или таинство (более употребительно, так как религиозный праздник). Для обряда и таинства есть определенный ритуал (порядок) совершения действий.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedu.ru/BigEncDic/31223
2. Брутян Г. А. Язык и картина мира / Г. А. Брутян // Научные труды высшей школы. Философские науки. - М., 1973. - №1. - С. 108-111.
3. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов - М.: Наука, 1976. - 356 с.
4. Крещение - Философский словарь [Электронный ресурс] / Крещение. - Режим доступа: http://www.slovari-online.ru/word/философский-словарь/крещение.htm
5. Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании картины мира / Е. С. Ку-брякова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.
- С. 142.
6. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов / Н. Б. Мечковская. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Издательство «Азъ», 1992.
8. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в [4]-х т. / Д. Н. Ушаков - М.: Советская энциклопедия, 1947-1948.

Ещё статьи о праздниках, торжествах и корпоративах

 


← Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики   Подготовка растений к аранжировке →