Обосновываем затраты на корпоратив

Статьи


Не за горами Новый год. Для большинства компаний праздник сопровождается проведением корпоративов и новогодних мероприятий. Разобраться с отражением расходов на торжество, «спасая» чистую прибыль, придется бухгалтеру. Как правильно отразить новогодние издержки?

Расходы на проведение корпоративных мероприятий можно отнести к «рискованным» в целях принятия к налогообложению. Почему такие издержки относятся к числу спорных и пользующихся наибольшим контролем со стороны проверяющих? А все потому, что в ст. 264 Налогового кодекса такой вид издержек на проведение праздничных мероприятий не поименован. Конечно, перечень прочих расходов остается открытым, и у фирм есть возможность отнести на эту статью те затраты, которые произведены в предпринимательских целях. Однако контролеры зачастую усматривают в проведении корпоративов необоснованность и нецелесообразность. Отсюда споры о правомерности учета затрат на увеселительные мероприятия.

Ведомственные чиновники утверждают, что суммы, израсходованные на организацию и проведение юбилейных, торжественных мероприятий, в принципе не являются издержками, связанными с деятельностью, направленной исключительно на получение дохода. В результате финансисты считают, что подобные расходы экономически не оправданны; относить их на расходы при налогообложении прибыли нельзя (Письмо Минфина России от 11 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/206).

Не позволяют рассматривать расходы на корпоратив надзорные органы и в качестве рекламных. Ведь проведение торжественных мероприятий не соответствует понятию рекламы - это не информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Судебные инстанции также не поддерживают инициативу организаций относить затраты на корпоративы к рекламным. Аргументируют свою позицию служители Фемиды тем, что расходы, связанные с проведением корпоративного мероприятия, не могут рассматриваться как рекламные, поскольку не соответствуют понятию «реклама» (Определение ВАС РФ от 31 декабря 2011 г. N ВАС-14202/11).

Так как же отразить расходы на проведение корпоративов? Полагаем, самым приемлемым способом в данном случае будет признать такие затраты прочими. Главное условие для списания затрат при налогообложении прибыли - документально подтвердить «корпоративные» издержки и обосновать, что они направлены на получение дохода. Судьи, признавая экономическую оправданность таких затрат, обращают внимание на цель проведенного мероприятия. Так, если корпоратив был направлен на поддержание сотрудничества с действующими крупными клиентами путем ознакомления их с новыми услугами фирмы, результатами работы и динамикой развития организации, затраты на «увеселительное» мероприятие можно считать оправданными (Определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. N ВАС-15476/09).

Украшения излишни?

Довольно часто организации собственными силами украшают помещения к Новому году. Многие фирмы связанные с этим затраты относят к рекламным.

Далеко не всегда инспекторов удается убедить в том, что украшение помещений перед новогодними праздниками направлено на привлечение внимания клиентов. Налоговики парируют, что фирма не может принять к налогообложению издержки на украшение залов как рекламные, так как цветы и гирлянды не несут какой-либо рекламной информации для клиентов и поэтому затратами на рекламу не являются (Постановление ФАС Поволжского округа от 1 октября 2009 г. N А55-1113/2009).

Опасно еще не значит невозможно. Доказать обоснованность затрат на украшения к праздникам вполне реально. Свидетельствует об этом Постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. N КА-А40/12070-09. Окончательные аргументы, убеждающие судей в правоте фирм, - это если проведенные работы по украшению способствуют привлечению покупателей и активизации спроса (подарки к Новому году, продукты) и направлены на максимальное увеличение спроса и дохода организации в этот период.

В этом споре компании удалось оправдать экономическую обоснованность расходов по праздничному оформлению территории торгового комплекса к новогоднему и рождественскому праздникам ввиду направленности на производственные цели.

Общество представило документальное подтверждение того, что для привлечения покупателей и увеличения объемов выручки отделом маркетинга:

- был разработан перечень мероприятий, направленных на активизацию потребительского спроса в период новогодних и рождественских праздников;

- были проведены мероприятия по праздничному оформлению территории торгового комплекса.

Инспекторы попытались найти нецелесообразность данных расходов, сославшись на «сезонность» увеличения продаж. Судьи опровергли это, отметив, что сезонный характер не исключает разумность соответствующих затрат, а оформление внешнего вида и интерьера торгового центра, украшение витрин и прилегающей территории может повысить темпы роста спроса в «сезонный» период. Арбитров убедило и то, что маркетинговые усилия фирмы были не только направлены на получение дохода, но и фактически привели к положительному экономическому результату.

Еще судьи указали, что названные затраты являются рекламными, поскольку отнесение к рекламным расходам затрат на оформление витрин и залов прямо закреплено п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Более того, арбитры настаивают: если плательщик оправдал обоснованность произведенных расходов, он может их учесть в базе по налогу на прибыль вне зависимости от квалификации в качестве рекламных либо прочих.

К сведению. Небольшой совет. Можете обозначить затраты на проведение праздника как представительские. Для этого пригласите на мероприятие партнеров либо клиентов. Тогда проводимое вами мероприятие приобретет представительский характер. Однако этот вариант имеет одно но - представительские расходы можно учесть лишь в составе прочих затрат в лимитированном размере - не более 4 процентов от расходов на оплату труда.

Корпоративные расходы в бухучете

В бухгалтерском учете издержки на мероприятия списываются в полном объеме. В налоговом же учете, как мы уже успели разобраться, такие затраты могут и вовсе не учитываться.

В связи с расхождениями в бухгалтерском и налоговом учете возникает постоянная разница и соответствующее постоянное налоговое обязательство.

Пример 1. Посмотрим, как отражаются в учете операции по организации и проведению праздничных мероприятий. Возьмем два случая - когда для проведения праздника привлекаем ведущего - физлицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, и когда привлекаем стороннюю специализированную организацию.

Вознаграждение артисту составляет 65 000 руб. Затраты, связанные с проведением корпоратива, не учитываем в целях налогообложения прибыли, но отражаем в бухучете. В связи с этим возникает постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство.

В бухгалтерском учете будут сделаны записи:

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 65 000 руб. - начислена сумма вознаграждения физическому лицу;

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

- 13 000 руб. (65 000 руб. x 20%) - отражено ПНО;

Дебет 91-2 Кредит 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»

- 20 215 руб. (65 000 руб. x (26% + 3,1% + 2%)) - начислены страховые взносы с суммы вознаграждения;

Дебет 76 Кредит 68

- 8450 руб. (65 000 руб. x 13%) - с суммы вознаграждения удержан НДФЛ;

Дебет 76 Кредит 50

- 56 550 руб. (65 000 - 8450) - выплачена сумма вознаграждения.

Пример 2. Корпоративное мероприятие было поручено организовать сторонней фирме. За услуги по проведению торжества фирма заплатила организатору 250 000 руб. (в т.ч. НДС - 38 135 руб.). Бухгалтер сделает записи:

Дебет 91-2 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 211 865 руб. (250 000 - 38 135) - стоимость услуг по проведению торжества организатором отражена в составе прочих расходов;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60

- 38 135 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная организатором праздника;

Дебет 91-2 Кредит 19

- 38 135 руб. - сумма «входного» НДС списана в состав прочих расходов;

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 68

- 50 000 руб. (250 000 руб. x 20%) - отражено ПНО;

Дебет 60 Кредит 51

- 250 000 руб. - услуги по проведению праздника оплачены фирмой.

НДФЛ

Надо ли начислять и удерживать НДФЛ при проведении корпоративных праздничных мероприятий?

Этот вопрос весьма уместен, ведь при проведении праздников их участники могут получать доходы в натуральной форме, а организация, проводящая такие мероприятия, выполнять функции налогового агента.

Официальные органы в целях определения доходов, полученных при проведении торжеств каждым сотрудником, рекомендуют принять все возможные меры для оценки и учета экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

Если же при проведении торжественного мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым трудящимся (участником корпоративного мероприятия), дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.

Соответствующие разъяснения об определении базы по НДФЛ при проведении торжеств представлены в Письме Минфина России от 15 апреля 2008 г. N 03-04-06-01/86.

Как видим, не исключена ситуация, что налоговики будут требовать от компании включить в доход сотрудников стоимость оплаты корпоративного мероприятия. В противном случае инспекторы признают неисполнение обязанности налогового агента по НДФЛ.

Судьи более лояльны в этом вопросе. Они считают, что НДФЛ носит персонифицированный характер и исчисляется из суммы дохода, полученного каждым конкретным физлицом. Более того, доходом сотрудника можно признать экономическую выгоду, которую возможно оценить.

Так, по мнению арбитров, для включения в доход каждого сотрудника сумм оплаты за участие в корпоративных мероприятиях необходимо определить суммы дохода, полученного каждым конкретным трудящимся. А подтвердить фактическое участие конкретного работника в корпоративном мероприятии и определить размер дохода, полученного персонально каждым сотрудником, весьма затруднительно. Поэтому возможности определить и начислить сумму НДФЛ в таком случае нет (Постановление ФАС Московского округа от 23 сентября 2009 г. N КА-А40/8528-09).

Юдахина Е. Обосновываем затраты на корпоратив // Практическая бухгалтерия. 2012. N 12. С. 24 - 26; Московский бухгалтер. 2013. N 1. С. 53 - 55.

Ещё статьи о праздниках, торжествах и корпоративах


← О гостиничном бизнесе в период Олимпиады   Основные элементы композиции букета →