Кейтеринг

Сегодня спрос на услуги специализированной организации питания растет, особенно у крупных и средних компаний.

Кейтеринг (англ. catering, от cater - «поставлять провизию») - отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг в удаленных точках, включающая все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании, а также осуществляющих обслуживание мероприятий различного назначения и розничную продажу готовой кулинарной продукции.         

Прайс на организацию выездного ресторанного обслуживания (кейтеринг)
Место проведения мероприятия
База отдыха 1 день от 10000 руб.
Открытая площадка в Краснодаре, Сочи, Анапе 1 час от 4000 руб.
Открытая площадка загородом 1 час от 6000 руб.
Ресторан, кафе, клуб 1 час от 3000 руб.
Культурно- или спортивно-развлекательный центр 1 час от 3000 руб.
Конференц-зал 1 час от 500
Организация питания
Составление меню 2,5% от стоимости заказа
Банкет 1 чел. от 850
Фуршет 1 чел. от 400
Пикник 1 чел. от 700
Барбекю 1 чел. от 1000
Диетическое питание 1 чел. от 500
Обслуживание благотворительных мероприятий 1 чел. от 350
Обслуживание кофе-брейков в офисах и на совещаниях 1 чел. от 350
Поставка кошерной продукции 1 заказ от 1500
Доставка продуктов питания, товаров, персонала и оборудования к месту проведения выездного обслуживания 1 заказ от 1500
Праздничные торты
Юбилейный торт 1 кг от 380
Свадебный торт 1 кг от 380
Торт для детских праздников 1 кг от 380
Торт по индивидуальным пожеланиям 1 кг от 380
 

Подбор места проведения (площадки) мероприятия, ресторана, кафе бесплатно при заказе от 5000 руб.

Кейтеринг - это доставка в офис, на предприятие готовых блюд и развертывание небольшой столовой или буфета. Подогрев блюд и уборка посуды осуществляются обслуживающим выездным персоналом - поварами и официантами.

В настоящее время практики ресторанного бизнеса трактуют его несколько шире: кейтеринг - это выездное ресторанное обслуживание, которое включает в себя умение не только качественно приготовить, красиво оформить, но и эффектно подать блюда и напитки в любое время и в любом месте, которое укажет клиент. Довольно часто кейтерингом называют выездные банкеты, что также отражает сущность этого вида обслуживания. Однако во всех случаях под этим термином понимается обслуживание клиентов вне заведения ресторанного хозяйства.

Существует более десяти различных ниш или направлений деятельности в этой сфере. Некоторые из них нельзя назвать выездным ресторанным обслуживанием в чистом виде, но они с ним тесно связаны.

Кейтеринговые услуги делятся на две основные категории, представленные на рисунке.

Рисунок. Категории кейтеринговых услуг

Кейтеринг подразумевает несколько направлений деятельности в сфере оказания услуг общественного питания и сопутствующих им услуг досуга и развлечений.

Категория корпоративного обслуживания достаточно однообразна, за исключением корпоративных приемов и т.п. Индивидуальное обслуживание, заключающееся в обслуживании частных клиентов, предполагает обеспечение необходимым сервисом самых различных мероприятий: банкетов, фуршетов, завтраков, обедов, ужинов и т.д.

Существует еще одна, особая форма - обслуживание организаций. Обычно это выездное обслуживание государственных учреждений и организаций, не являющихся частными клиентами. По типу обслуживания этот вид близок к корпоративному. Он подразумевает кейтеринговые услуги в учебных заведениях, больницах, других государственных учреждениях и ведомствах. Как правило, питание в таких учреждениях организуется на местах, но если возникает необходимость в более качественной пище или отсутствуют внутренние условия обеспечения, в таком случае приглашают поставщика кейтеринговых услуг со стороны. Основное отличие корпоративного обслуживания от обслуживания организаций состоит в разнице их бюджетов.

Так, предприятия общественного питания, оказывающие услуги кейтеринга, сами выбирают необходимую категорию. При этом почти все они занимаются и корпоративным, и индивидуальным обслуживанием, только в разных процентных соотношениях. Сочетание нескольких направлений позволяет наиболее эффективно вести бизнес и получить большую отдачу в виде положительного финансового результата.

Помимо указанных выше существует еще ряд ниш, доступных для поставщиков кейтеринговых услуг на рынке общественного питания:

- пикники;

- барбекю;

- диетическое питание;

- поставка кошерной продукции;

- обслуживание благотворительных мероприятий;

- обслуживание кофе-брейков в офисах и на совещаниях;

- заключение субподряда с отелями, банкетными залами

- и т.п.

Самый простой вид кейтеринга - доставка готовых обедов на дом частным клиентам и в офисы компаний. Он очень распространен, поскольку все больше субъектов предпринимательства, в том числе и российского, склоняются к тому, что качественное и организованное питание работников - большой плюс в деле сохранения их здоровья и трудоспособности.

Преимуществом кейтеринга является то, что заказчик избавляется от проблем с оборудованием, подбором персонала, а взамен получает благодарных сотрудников, которые могут вкусно пообедать, не выходя из офисного помещения.

Кроме того, преимуществами кейтеринга являются:

- возможность предварительного заказа;

- сравнительно недорогая цена обеда;

- бесплатная доставка обедов (при условии заказа на определенную сумму);

- индивидуальная система скидок для постоянных клиентов и т.д.

Услуги кейтеринга могут быть:

- выездными, включая проведение банкетов и фуршетов;

- стационарными - обеспечение каждодневного питания сотрудников.

Вместе с тем возможности кейтеринга гораздо шире. Так, посредством его можно обслужить клиента, который имеет возможность заказать выездное ресторанное обслуживание по какому угодно поводу: от научной конференции с неизменным фуршетом до детского праздника с использованием анимационных программ. Кроме того, объектами кейтеринга могут быть любые знаменательные события: праздники, юбилеи, свадьбы, вечеринки, встречи, пикники и т.д. Кейтеринг подразумевает организацию и проведение этих мероприятий в различных местах: в конференц-зале, квартире или загородном доме клиента, на борту теплохода или самолета, поле для гольфа, морском берегу и т.п. При этом выездное ресторанное обслуживание может быть разной категории сложности. В зависимости от тематики мероприятия и пожеланий клиента, компания «Красная Арка» может взять на себя не только разработку индивидуального меню, сервировку, обслуживание гостей официантами, последующую уборку территории, но и оформление зала либо определенного места, организацию культурной, анимационной программы, развлечений, музыкального сопровождения. В некоторых случаях организаторам кейтеринговых услуг приходится нанимать узкопрофильных специалистов с целью удовлетворения пожеланий обслуживаемых клиентов.

Однако следует помнить, что осуществление деятельности в сфере ресторанного хозяйства, будь оно стационарным (обслуживание в помещении заведения) или в виде кейтеринга, регулируется рядом нормативных документов, требования которых нужно соблюдать. Ведь любой клиент с точки зрения законодательства - это, прежде всего, потребитель, который имеет право не только на качественную продукцию, товары и обслуживание, но и на информацию обо всем, что касается его заказа, а также на защиту своих прав, которую гарантирует ему Закон «О защите прав потребителей».

Перечень оказываемых услуг компанией «Красная Арка» достаточно широк. Компания «Красная Арка» организует практически в любом месте проведение различных мероприятий: презентаций, банкетов, фуршетов, корпоративных праздников, семейных торжеств и т.д.

Итак, под услугой кейтеринга понимается комплексная услуга по организации питания с сопутствующим обслуживанием и организацией досуга. Бесспорно, определение ее стоимости является одним из самых важных моментов для компании «Красная Арка». Потребитель имеет право ознакомиться с меню, прейскурантами алкогольных и безалкогольных напитков, дополнительных услуг до начала обслуживания, так как информация о стоимости товаров и услуг является одной из важнейших для потребителя и позволяет ему делать осознанный выбор покупки (осуществления заказа).

На практике каждый заказ выездного обслуживания требует индивидуальной калькуляции продажной стоимости с учетом всех факторов оказания кейтеринговых услуг. Иногда требуется разрабатывать технологии изготовления продукции для блюд, отсутствующих в сборниках рецептур, что влечет за собой принятие определенных норм выхода данных блюд, учет норм отходов и потерь и т.д.

Важно подчеркнуть, что сервировка столов, обслуживание гостей официантами во время выездного мероприятия, замена столового белья, посуды и столовых приборов дополнительными услугами не являются, как, впрочем, и при обычном обслуживании посетителей «Красная Арка» в его стационарном помещении. Стоимость данных элементов обслуживания предусмотрена торговой наценкой.

Другое дело, если компании «Красная Арка» заказана организация культурной программы и для этого ему приходится обращаться к другим лицам. В этом случае можно пойти двумя путями:

- приобрести необходимые культурно-развлекательные услуги от своего имени с последующим возмещением заказчиком расходов;

- заключить с заказчиком посреднический договор на поиск исполнителя его желаний в плане культурной программы. В этом случае компания «Красная Арка» будет действовать или от своего имени (при заключении договора комиссии), или от имени заказчика (если заключен договор поручения) и получит от заказчика комиссионное вознаграждение.

Оказание кейтеринговых услуг подразумевает вариативность форм договоров на обслуживание. Заказчик, по желанию, может принимать активное участие в закупке необходимых продуктов для праздничного банкета или новогодней вечеринки, а может доверить закупки представителям выездного ресторана. При заключении договора учитывается пункт о предоставлении предприятием отдельных предметов для сервировки банкета или фуршета, праздничных аксессуаров и предметов декора для украшения помещения, в котором будет проходить мероприятие. По желанию заказчика в договор вносится пункт об обязательной уборке помещения после проведения банкета специальной бригадой кейтеринговой фирмы.

При заключении договора на предоставление услуг кейтеринга заказчик и компания «Красная Арка» заключают договор на возмездное оказание услуг, что регулируется гл. 39 ГК РФ.

Основные атрибуты договора на организацию выездного обслуживания:

- предмет договора;

- обязанности сторон;

- сумма договора и порядок расчетов (обязательна отметка о том, что указанная сумма включает в себя затраты на аренду помещения, оформление зала, обеспечение развлекательной программы, ее световое, звуковое и/или иное сопровождение, анонсирование праздника, на питание приглашенных и т.п.);

- ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, закрепленных в настоящем договоре;

- заключительные условия (форс-мажорные обстоятельства, возможность внесения изменений, дополнений в настоящий договор, что особенно актуально для кейтеринговых услуг);

- реквизиты и подписи сторон.

Получение оплаты за организацию выездного обслуживания может осуществляться в любой форме - наличной и безналичной. Обычно оказание кейтеринговых услуг не обходится без аванса.

Рассмотрим пример. Компания «Красная Арка» получил заказ от физического лица на организацию выездного ресторанного обслуживания по принципу банкета на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Заказчик перечислил на текущий счет компании «Красная Арка» платеж двумя частями:

- аванс в размере 28 000 руб.;

- окончательный расчет в день проведения банкета - 90 000 руб.

Для оказания кейтеринговых услуг предприятие через подотчетное лицо осуществило закупку цветов и декораций в соответствии с волеизъявлением заказчика. Под отчет было выдано 10 000 руб. с суммы полученного аванса от заказчика. Подотчетное лицо приобрело товаров на сумму 9440 руб., в том числе НДС - 1440 руб. Остальная сумма была возвращена в кассу предприятия.

Стоимость закупленных продуктов питания, необходимых для оказания услуг предприятием общественного питания, составила 35 400 руб. с учетом НДС 18%. Доля товаров, не нуждающихся в обработке, составила 50%, установленная на них торговая наценка составила 10 000 руб.

Транспортные расходы по доставке продуктов питания, товаров, персонала и оборудования к месту проведения выездного обслуживания составили 11 800 руб. с учетом НДС по ставке 18%.

Издержки обращения компании «Красная Арка», относящиеся к оказанию кейтеринговых услуг, в том числе затраты по оплате труда, включая страховые взносы, амортизацию основных средств и другие расходы, связанные с приобретением и реализацией продукции, составили 20 500 руб.

 

Литература

Авдеев В. Учет услуг кейтеринга // Аудит и налогообложение. 2011. № 5. С. 23 - 28.

Гудков А.А. Кейтеринг как развивающееся средство диверсификации деятельности предприятий общественного питания и особенности бухгалтерского учета оказания кейтеринговых услуг // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2010. № 2. С. 77 - 83.

Королев С.А. Вопрос-ответ // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 6. С. 71 - 73.