Современный западноевропейский букет

Статьи


В отличие от традиционной восточной аранжировки, в западной нет таких правил составления композиции. В ней не ограничивается ни установка растений, ни угол наклона основных элементов, ни размер букета. Основой западноевропейской композиции являются форма и цвет. Букет может быть как асимметричным, так и сим­метричным. При составлении букетов пользуютсяправи-лом трех треугольников и пересекающихся диагоналей. Кроме этого, их собирают по спирали и в виде концент­рических окружностей.

Для того чтобы научиться составлять западноевропей­ский букет, нужно освоить спиральную систему его изго­товления. На основе этой системы составляются четыре основных типа европейского букета:

1) круглый;

2) бидермейер;

3) диагональный;

4) трех треугольников.

Все эти букеты являются объемными композициями.

Основные правила западной аранжировки

1. Перед использованием в композиции цветы надо поставить на несколько часов глубоко в воду, чтобы они напитались влагой.

2. Перед составлением композиции нужно учесть ее будущее месторасположение, где она будет находиться: низко или высоко, в центре помещения или у стены, где ее видно со всех сторон.

3. Сосуд, являющийся основой для композиции, дол­жен гармонировать с используемыми цветами. Основной принцип: «Правильный цветок - в правильную вазу».

4. В композиции необходимо учитывать особенности некоторых растений. К примеру, если цветам нужно пространство, нельзя их теснить другим растительным материалом.

5. Для того чтобы глаз легче воспринимал целостность композиции, один из видов цветов должен доминировать или за счет большого количества, или за счет яркой ок­раски.

6. В композиции должен быть «привлекающий внима­ние элемент» - какая-либо точка, особенно выделенная для усиления впечатления.

7. Делает композицию более интересной и повышает ее эстетическую ценность «стаффаж» - листья, ветки, зе­лень.

8. В аранжировке полагается использовать цветы раз­ной длины, в этом случае они будут подчеркивать друг друга и некоторые из них будут лучше заметны.

9. Форма и окраска цветов должны соответствовать со­бытию, для которого они предназначены.

10. Самым существенным в композиции является цвет, поэтому он должен подбираться очень тщательно. Растительный материал должен гармонировать друг с другом в окраске.

Симметричные букеты

Круглый букет

Наиболее часто встречающейся разновидностью сим­метричных букетов является круглый букет.

Он может состоять из цветов одинаковой и разной длины. Спиральная система построения круглого букета заключается в том, что основной верхушечный цветок ставится прямо, что же касается остальных цветов, то те из них, которые устанавливаются спереди, должны пос­ледовательно наклоняться слева направо, а те, которые устанавливаются сзади, - наклоняться справа налево.

При сборке букета его держат в левой руке, а правой постепенно добавляют цветы. Стебли цветов должны соприкасаться только в месте, где их держат пальцы левой руки. Каждый последующий цветок нужно укладывать немного наискосок, по спирали. Чем больше становится букет, тем больше увеличивается угол наклона. Над рукой в результате должно возвышаться 2/3 от всей длины цветов, а под рукой - 1/3 (рис. 56).

Рис. 56

После составления букета его нужно связать в том месте, где соприкасаются стебли. Можно поставить букет на стол и будет видно, как концы стеблей образуют на его поверхности круг.

Если вы хотите быстро научиться собирать круг­лые букеты, рекомендуется тренироваться на пяти иво­вых прутьях, заменяющих цветы. Для этого первый прут нужно положить на вытя­нутые вперед средний и безымянный пальцы левой руки, в этом случае рабочими пальцами будут являться боль­шой и указательный. Далее убрать средний палец и вто­рой прут положить на безымянный и указательный. Третий прут уложить на средний и указательный и при­жать большим пальцем. Четвертый прут нужно протолк­нуть под безымянным пальцем и расположить между средним и указательным.

Что же касается пятого прута, то его надо положить на четвертый, прижать указательным пальцем и наклонить немного назад. В результате между пальцами находится букет из ивовых прутьев, уложенных один на другой и об­разующих спираль. Теперь его нужно связать восьмер­кой, используя любую ленту. Связывая букет, надо расположить одну петлю восьмерки над рукой, а вторую петлю - под рукой, затянуть петли, руку вынуть, а концы ленты завязать. Собранный по спиральной системе букет готов.

Для составления круглого букета из цветов одной дли­ны можно использовать гвоздики, тюльпаны, ирисы, ми­ниатюрные розы, анемоны и астры. Такой букет требует большого количества цветов. Внешние и внутренние цве­ты должны располагаться так, чтобы мало отличаться по длине, тем самым достигается округлость формы этого букета. Его можно собрать из ландышей, фиалок, душис­того горошка, роз средней длины, васильков и ромашек и других летних цветов.

Бидермейер

Об этом букете уже упоминалось ранее. Он является разновидностью круглого букета, но создается не по спи­ральной системе, а в виде концентрических окружностей (рис. 57).

Для составления бидермейера нужно взять сна­чала верхушечный цветок и вокруг него уложить в один ряд цветы. После получения такой окружности стебли и цветы (но не основание их головок) необходимо обернуть липкой лентой и закрепить. Затем устанавливают по ок­ружности цветы следующего ряда и также их обертывают и закрепляют и так далее. Нередко разные окружности в этой композиции выполняются из разных видов цветов.

В зависимости от того, каким растительным материа­лом вы располагаете, можно сделать бидермейер трех форм: 1) пирамидальной (в виде стога сена) - устанавли­вается из цветов одного сорта с длинными стеблями;

2) сферической (в виде полусферы) - из цветов раз­ных сортов небольшой длины;

3) приплюснутой (в виде сегмента) - делают даже из головок цветов, у которых практически отсутствует сте­бель.

В букете листья цветов нередко убираются, но иногда их выводят на поверхность в виде торчащих перышек. Концентрические окружности в бидермейере можно вы­полнять не только из цветов, но также из пшеницы, ржи, аспарагуса, ковыля, папоротника, гипсофилы.

Внешняя, периферийная окружность букета в основ-

ном выполняется в виде манжетки из какого-либо мате­риала - бумаги, кружев, ленты, ткани, целлофана, а также из листьев калл, борщевика, нефролеписа, фун-кии, аспарагуса.

Вооружившись фантазией, можно составить бидер-мейер не только из цветов, но, к примеру, из овощей - лука, петрушки, чеснока. Для детей букет делают из кон­фет, располагая в центре такой оригинальной компози­ции один цветок.

Популярны маленькие букеты в стиле бидермейер, ко­торые составляют из мелких цветов, украшая их манже­той из кружев, тюля и лент. Стебли внизу обвивают узкой лентой со свисающими концами. Такие букеты называют манжетными. Нередко такой букет бывает букетом не­весты или подруги невесты, но чаще в странах Европы он выполняет роль сватовского букета и вручается женихом при сватовстве.

Технология изготовления манжетного букета отлича­ется от традиционной. К примеру, сделать его можно из 16 мини-роз и 15 маргариток. В составлении букета необ­ходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала нужно сделать манжету из листьев, которая кре­пится на подбукетницу - каркас с ручкой (современная форма портбукета). В центре подбукетницы нужно закре­пить оазис или пиафлор, окруженный металлической сеткой (рис. 58-а). 

Рис. 58. Схема построения бидермейера

 В выбранный материал перпендику­лярно ставится верхушка букета из четырех роз и трех маргариток (рис. 58-б). Затем горизонтально и симмет­рично над манжетом строго по кругу размещают пять ми­ни-роз и пять маргариток, таким образом, получается первая концентрическая окружность (рис. 58-в). После этого между верхушкой и окружностью нужно установить как связующее звено четыре маргаритки и четыре мини-розы, тем самым получаем вторую концентрическую ок­ружность (рис.58-г). Затем в промежутке между связу­ющими цветами ставят три мини-розы и три маргаритки - получается третья окружность.

Для того, чтобы оформить ручку манжетного букета, со стеблей нужно удалить листья, а сами стебли намо­чить, обернуть влажной салфеткой, закрепить липкой лентой и сверху задекорировать лентой цветной.

Асимметричные букеты

Диагональный букет

Диагональный букет относится к букетам асиммет­ричной формы. Создавая такой букет, нужно сначала ус­тановить вертикальную ось. В качестве оси могут использоваться цветы с зеленью, которые устанавлива­ются вертикально в самом центре букета (рис. 59-а; 1 - 5). Горизонтальная ось устанавливается перпендикулярно (рис. 59-а; 6 - 7). Далее под углом к горизонтальной оси устанавливают диагонали из цветов меньшей длины, не­которые из них наклонены влево (8 - 9), а некоторые - вправо (10 - 11). Их пересекают диагонали из еще более коротких цветов - рис. 59-а;12 - 13 , рис. 59-б; 14 - 15, 16 - 17 . Некоторые из них также направлены влево и впра­во. Можно поставить элементы 18 и 19, которые должны лежать на линии между верхними точками вертикальной и горизонтальной осей.

Рис. 59 - а. Схема построения диагонального букета

S-образная и серповидная формы букета

Используя диагональный принцип построения буке­та, можно сделать букет S-образной и серповидной фор­мы. Для составления такой композиции используют растения с гибкими стеблями - гвоздики, фрезии, коло­кольчики, орхидеи. Удлиненно-свисающим нередко на­зывают S-образный букет. Цветы располагаются в нем вертикально, в виде верхушечной оси и тем самым дают начало линии красоты. Завершают эту плавную линию цветы центральной диагонали, свешивающиеся вниз. В таких букетах используют много аранжировочной зеле­ни, среди которой можно назвать аспарагус и нефролепис. Зелень только усиливает живописность компози­ции.

Рис. 59 - б. Схема построения диагонального букета (окончание)

Диагональный принцип нередко используется при построении симметричных композиций, к примеру, при оформлении цветочных корзин и настольных компози­ций. Но об этом будет сказано в отдельной главе.

Букет по правилу трех треугольников

Пользуясь правилом трех треугольников (рис. 60-а), можно построить букет асимметричной формы, исполь­зуя пять или семь цветков двух видов, к примеру, антури­ум и хризантему. На примере этих растений расскажем о правилах составления такой композиции. Сначала уста­новим вершину двух треугольников (элемент 1) при по­мощи антуриума - верхушечного цветка, который ставится прямо (рис. 60-б). Вместо цветка также можно взять бутон, лист или цветок, дополненный зеленью, например антуриум с нефролеписом или с аспарагусом. Затем делаем элемент 2 - основание правого треугольни­ка. Для этого берем еще один цветок, также антуриум. Длина этого элемента непосредственно зависит от желае­мой формы букета. В том случае, если букет делается вы­соким, длина этого цветка должна быть намного меньше, чем длина верхушечного. Если букет будет низким, то элемент 2 должен быть самым высоким в букете. Необхо­димо помнить, что длина двух элементов не должна быть равной, иначе композиция будет симметричной, так как получится равносторонний треугольник. Второй цветок устанавливается почти горизонтально вправо. Мысленно соединив два элемента между собой и с точкой их сопри­косновения 0, получаем первый неравносторонний треу­гольник. Верхушка третьего цветка, тоже антуриума (элемент 3), должна находиться как бы на гипотенузе это­го треугольника.

Для того чтобы построить второй треугольник, нужно взять цветок уже другого вида - хризантему. Этот цветок надо установить справа и так, чтобы его верхушка нахо­дилась на линии 1 - 2. Это будет вершина второго треу­гольника - элемент 4. Следующая хризантема ста­вится почти горизонтально влево. Длина этого элемента 5 зависит от формы букета, так же, как и длина элемен­та 2. Мысленно соединив лементы 4, 5 и точку 0, по -лучим второй неравносто­ронний треугольник. Эле­мент 6, также хризантему, устанавливаем на линии 4 - 5. Соединив мысленно эле­менты 1и5сместом сопри­косновения всех цветов в букете, точкой 0, увидим третий неравносторонний треугольник. В качестве последнего элемента 7 бе­рем антуриум и ставим его так, чтобы его верхушка располагалась на линии 1 - 5.

За счет дополнительных элементов 3, 6 и 7, размещен­ных произвольно на гипотенузах треугольников, может быть увеличено количество цветов и элементов в букете. Некоторые цветы заменяют ветками, листьями или коря­гами. Если цветов недостаточно, элементы 5 и 6 заменя­ются листьями. Можно оставить три и менее цветов, при этом соединив их с зеленью, создавая тем самым как бы единый элемент. Зелень может выступать и в качестве до­полнительного элемента, тогда ее верхушки должны ле­жать на основных линиях букета.

Рис. 60

Треугольный букет

Такой букет можно построить, также пользуясь прави­лом трех треугольников. Первый треугольник в этом ва­рианте строится из двух цветов. Мысленно вращая полученный треугольник вокруг оси, получаем как бы поверхность конуса. Именно на этой воображаемой по­верхности должны лежать своими верхушками остальные цветы создаваемого букета. При желании составить низ­кий букет нужно сделать так, чтобы цветок-основание был длиннее цветка-верхушки. При составлении высоко­го букета, наоборот, самым длинным должен быть верху­шечный цветок.

Односторонние букеты

Наряду с описанными выше объемными композиция­ми существуют и односторонние букеты. Для их состав­ления нужно подготовить цветы с длинными стеблями разной длины - розы, гладиолусы, ирисы, георгины.

Составляя букет, самые длинные растения устанавли­вают на заднем фоне, а растения покороче располагают ярусами впереди, заполняя только наружную сторону композиции. В ее центральной части размещают привле­кающий внимание элемент - яркие крупные цветы, низ­кие выделяющиеся цветы или плоды. При создании такой композиции используется много дополнительного материала: листья, аранжировочная зелень, ветки, части растений с плодами и семенами. Дополнительная зелень часто бывает длиннее цветков. Односторонние букеты могут быть как симметричные, так и асимметричные.

Манжетка и бант

Манжетка

Для того чтобы для букета сделать тканевую или кру­жевную манжетку, нужно выбранный декоративный ма­териал (красивую ткань, кружево) настрочить на ткань-основу. Потом между двумя тканями продергива­ется проволока, с помощью которой будет собираться манжетка. Нужно рассчитать ширину манжетки так, что­бы в дальнейшем ее край выступал за край букета не ме­нее, чем на 10 см. Ширина ткани основы почти такая же, как и радиус букета, или меньше его.

В качестве основы для манжетки может служить про­волока, которую обвивают тесьмой, серпантином и даже елочной мишурой и укладывают петлями вокруг букета.

Бант

Материалом для банта может быть декоративная лен­та, ткань или кружево, из которых сделана манжетка. Бант можно сделать из растительного материала - из ас­парагуса, нефролеписа, веточек ели. Собирается бант разными способами.

Лента присбаривается поперек в двух местах, потом эти места накладываются друг на друга в виде восьмерки и связываются между собой в поперечном направлении с помощью маленькой тесьмы. Если несколько таких «восьмерок» связать вместе, то бант получится более пышным. Можно место сборки завязать не одной тесь­мой, а несколькими маленькими ее отрезками и завить их концы. В этом случае бант получится объемным и будет похож на цветок, а завитки тесьмы - на тычинки.

Сделать бант можно, используя пять равных отрезков ленты, сложенных так, чтобы их концы свисали на раз­ном уровне. Сложенную ленту в центральной части пе­рекручивают или сворачивают в кольцо. Получившееся кольцо нужно завязать более узкой лентой, а ее концы можно использовать для того, чтобы бант прикрепить к букету. Иногда середину кольца прижимают к середине соединения и связывают в поперечном направлении, ис­пользуя маленькую тесьму. Концы этой тесьмы, обра­щенные в центральную часть банта, рекомендуется завить. Концы свисающий ленты при желании можно тоже завить, тем самым они будут похожи на серпантин.

Упаковка букета

Для упаковки букета чаще всего используется целло­фан. Его длина равна двойной высоте букета плюс на припуск сверху еще 10 - 15 см. Припуск необходим для того, чтобы не помять верхушку букета. Что же касается нужной ширины целлофана, то она должна быть равна ширине букета плюс по 5 - 6 см с каждой стороны - для его закрепления по загнутому краю с помощью скрепера.

Готовый букет нужно положить на целлофан лицевой стороной вниз. Затем целлофан согнуть пополам и им накрыть букет. Загнутый край скрепить при помощи скрепок. После этого букет нужно повернуть вверх лице­вой стороной, поправить бант. Затем слегка приподнять целлофан, придать ему объемность и расправить, чтобы

цветы не помялись сверху и сбоку. Потом букет снаружи обвязывается лентой, ею же, но только с завитками, завя­зываются сверху углы пакета. Получаются так называе­мые «ушки».

В описанном выше способе букет располагали вдоль целлофана. Можно также упаковывать букет, положив его поперек упаковочного материала. Делается это в том случае, если ширина букета не превышает ширину целло­фана. Его нужно согнуть пополам и накрыть им букет сбоку. После этого закрепить скрепером противополож­ную боковую часть и верх упаковки. Снизу целлофан ре­комендуется присобрать и завязать лентой, правда в этом случае «ушки» не делают.

Назад в Оглавление книги


← Советы по организации праздника в компании   Сохранение срезанных цветов →