Букеты и цветочные композиции

Статьи


В этой главе даны советы и рекомендации по составле­нию основных букетов и цветочных композиций для торжественных случаев, для украшения стола, для личного украшения и т. д. Здесь вы найдете варианты оригиналь­ных аранжировок из живых цветов, отражающие разное время года и просто создающие хорошее настроение.

Свадебный букет

Свадебный букет тесно связан с обликом невесты, за­висит от ее возраста, внешности, характера, от цвета и длины свадебного платья. Размер и форма букета зависят от роста и фигуры невесты. Не надо забывать, что свадеб­ный букет невеста держит на руке.

Если невеста небольшого роста и хрупкого телосложе­ния, у нее не должно быть большого пышного букета или слишком крупных цветов. В этом случае больше подойдет небольшой изящный букетик, который можно держать двумя пальцами, или элегантный букет-корзиночка.

Невесте высокого роста и соответствующего телосло­жения подойдет большой букет, который носят на локте­вом сгибе. Он состоит из длинностебельных цветов, его центр тяжести находится на руке невесты, сами же цветы свисают вниз.

Окраска свадебного букета должна гармонировать с цветом волос, глаз, макияжа невесты, а также с цветом ее платья и, конечно, отвечать ее характеру и вкусу.

Букеты для невесты делают круглыми, удлиненными или с далеко расходящимися в обе стороны побегами вьющихся растений. Ниже мы подробно расскажем о со­ответствии свадебного букета росту, характеру, личным цветам невесты, ее платью и виду самой свадьбы.

Рост

Высокой статной невесте подходит большой букет, ко­торый на 10 - 15 см возвышается над ее рукой, имеет ши­рину 20 - 30 см и на 20 - 50 см плавно опускается вниз. Состоит букет из таких крупных цветов, как роза, лилия, гербера и т. п.

Маленькой изящной невесте подходит относительно маленький букет, возвышающийся над рукой на8 - 10 см, шириной 18 - 22 см и свисающий вниз на 20 - 30 см. Состоит такой букет, как правило, из изящных цветов - ландыша, мини-розы и др.

Характер

Большое значение при выборе формы и цвета букета невесты имеет ее характер: дамский, женственный, юно­шеский, девичий, экстравагантный или спортивный.

Дамскому - благородному, величественному и власт­ному характеру - подходит презентабельный букет, сос­тоящий из оригинальных цветов белой, бело-зеленой или фиолетово-белой окраски.

Женскому - зрелому, уравновешенному - подходит изобильный букет из круглых цветов радостных желто-золотистых или равнотонных розово-бело-пурпурных окрасок.

Юношескому - жизнерадостному, беззаботному харак­теру без комплексов - подходят рассыпающийся в брыз­ги или скромный круглый букеты из цветов открытого грунта свежих насыщенных тонов: сине-оранжевого, си­не-желто-золотистого.

Девичьему - сдержанному и мечтательному - подходят изящные или скромные круглые букеты из простых садо­вых цветов нежной светлой окраски с немного темными акцентами: светло-синие или голубые тона с темно-фио­летовыми, бело-розовые с темно-зелеными.

Экстравагантному - светскому, элегантному, взыска­тельному характеру - подходит графический или аван­гардный букет из экзотических и редких цветов необычных окрасок: зеленый в зеленом или фиолетово-бело-серебристый.

Спортивному - непринужденному, бойкому, практич­ному - подходят относительно закрытые букеты куполо­образной и каплеобразной формы из простых цветов с не очень маленькими цветками и листьями оттенков одного тона или ясной одноцветности.

Личные цвета

К ним относятся цвет волос, глаз, лица и макияж не­весты.

Темные волосы позволяют использовать все слиш­ком...

Светлые волосы подразумевают светлую окраску буке­та с темными акцентами.

Рыжие волосы - тон букета от желтого до оранжевого и каштаново-коричневого, также в желтых или зеленых тонах. Розовый и пурпурный тона не рекомендуются.

Цвет глаз существенно не влияет на окраску букета, но при желании цвета могут сочетаться.

Светлый, нежный цвет лица - букет светлоокрашен­ный с приятными оттенками.

Смуглый цвет лица - букет одноцветный или чистых спектральных тонов с дополнительными оттенками.

Что касается макияжа невесты, то губная помада мо­жет находить отражение в присутствующем тоне букета, тени для век должны создавать небольшой контраст с ок­раской цветов, но в основном все-таки смотрят на цвет лица.

Платье невесты

От длины и ширины платья зависит, каким будет букет - длинным или коротким, широким или узким.

От вида ткани, из которой сшито платье, также зависит форма букета невесты:

- легкая и воздушная ткань - букет легкий изящный, рассыпающийся в брызги;

- гладкая и струящаяся ткань - букет простой по ли­ниям и форме;

- тяжелая и плотная ткань - букет относительно замк­нутой формы.

Цвет платья должен гармонировать с букетом. Он мо­жет быть одинаковый или дополняющий.

Узор ткани может повлиять на выбор ассортимента цветов или аксессуаров букета.

Характер платья (элегантный, экстравагантный, ро­мантический) должен соответствовать стилю букета, цве­там и их окраске.

Вид свадьбы

Может происходить бракосочетание в загсе или венча­ние в церкви. Характер торжеств подразумевает и опреде­ленные букеты, и их окраску.

При бракосочетании в загсе букеты могут быть техни­чески несложные, небольшого размера, правда, нередко с использованием всевозможного растительного материа­ла и цветовых сочетаний.

Венчание в церкви подразумевает букет преимущест­венно белых тонов и относительно закрытых очертаний, если свадьба проходит в торжественной и строгой обста­новке.

Радостная обстановка находит отражение в букете - его краски приятные, а форма может быть как спираль­ной, так и рассыпающейся в брызги.

Грандиозная презентабельная свадьба требует и боль­шого струящегося декоративного букета богатых цвето­вых тонов, но не пестрого.

Праздник венчания иногда связан с определенным мировоззрением, в этом случае букет специально выби­рается по форме, окраске и ассортименту цветочных рас­тений.

Теперь остановимся на описании и составлении ос­новных свадебных букетов.

Свадебные букеты круглой формы

Маленький круглый букет

Маленький круглый букет подходит для небольшой свадьбы, когда невеста не в длинном платье, в платье-костюме или в брючном костюме. Существует четыре типа круглого букета:

1. Бидермейер.

2. Тюлевый.

3. Гламелия.

4. Круглый ступенчатый.

Бидермейер

Об этом букете уже рассказывалось выше. Напомним, что возник он в Германии в 1815 - 1848 гг. как украшение невесты.

Форма букета имеет круглую, как купол, форму (рис. 61).

Она закрытая за счет лежащих плотно друг к другу цветов, а внизу завертывается венком из листьев или манжетом из тюля.

В таком букете в основном используются маленькие круглые цветы - мини-розы, анемоны, маргаритки, ку­пальницы, мини-гвоздики. Цветочные растения плотно укладываются в форме концентрических окружностей, спирально или в регулярном рассеивании. Листовая ман­жетка выполняется из функии, вечнозеленой калины, адиантума.

При составлении та­кого свадебного букета все цветы должны иметь одинаковую длину стеб­лей, их с влажной ватой насаживают на проволо­ку (тейпируют) и потом устанавливают в букет.

Тюлевый букет

Появился во Франции и был назван тюлевым в честь города Тюлле.

Форма букета круглая, как купол, и образована кру­жевными (тюлевыми) оборками одинаковой длины, перемешанны­ми с растительным ма­териалом (рис. 62).

Этот букет выглядит завершенным за счет кружевных оборок и листьев.

В букете присутству­ет от одного до трех ви­дов цветочных расте-ний:розы, лилии и гла­диолусы или гладиолу­сы с розами и маргаритками. Используются листья двух разных типов, к примеру функии и адиантума. Цветы и листья размещаются по отдельности, группами или сту­пеньками.

Общая форма букета образуется из кружевных оборок. Для этого тюлевые оборки на проволоке собирают в виде рыхлого туфа. Таким образом, цветы и листья выглядыва­ют между оборками. Растения могут быть как с натураль­ными цветоносами и корешками, так и без них, укрепленные на проволоке.

Название этого букета произошло от двух цветов - гладиолуса и камелии. Как украшение невесты возник в Англии.

Форма букета круглая и плоская, как форма цветка ка­мелии, букет такой же плотный, как и этот цветок (рис. 63).3авершенность придает букету венок из листьев и асимметричной аранжировочной зелени.

Гламелия

Цветы готовятся из лепестков гладиолуса. Круги из цветочных лепестков устанавливаются лучеобразно и симметрично с нижним плотным кольцом из листьев - листовой манжетки из маранты или лавровишни. Гра­фическое дополнение выполняют из нефроле-писа или другой зелени. Иногда букет составляется из целых цветков гладиолусов, рододендронов и тогда называется «цветочным туфом».

При составлении букета два или три лепестка гладио­луса кладут один на другой и укрепляют при помощи тон­кой серебристой проволоки. Такие лепестки собирают в «цветки», которым делают стебель из проволоки.

Этот букет стал использоваться с 1960 года и представ­ляет собой уменьшенный декоративный букет для руки невесты.

Форма букета понятна из названия, сам букет состав­ляет от 1/4 до 3/4 круглого купола (рис. 64).

Он рыхлый, расчленен просветами, позволяющими видеть его внутренность.

Завершение букета симметричное, иногда использует­ся кружевной манжет.

Букет составляется из комбинаций различных форм цветков и листьев - маргариток, эрики, мини-розы, клубневой бегонии, дельфиниума.

Круглый ступенчатый букет

Цветочные растения устанавливаются ступеньками, которые свободно движутся из плотной середины к краям и чередуют­ся с примерно равными пространствами. К ним добавляется различная зе­лень в форме усиков, крыльев.

Букет составляют из цветов с натуральными цветоносами, с прикру­ченными на проволоку (с остатком цветоноса или без него) или установленные в подбукетницу.

Свадебный букет обтекаемой (капельной) формы

Такое название букеты получили из-за своей формы, напоминающей перевернутую каплю. Букет этого типа наиболее соответствует женской фигуре и прекрасно гар­монирует с контуром длинного платья. Букет держат в подбукетнице у талии.

Свадебные букеты каплеобразной формы имеют свои особенности:

-принимают форму тела, перед которым их будут дер­жать;

-струящимися линиями соответствуют пропорциям длинного платья;

-имеют презентабельный вид благодаря своим разме­рам и пышности;

-очень разнообразны благодаря внутреннему строе­нию, краскам и большому ассортименту цветов и аксес­суаров.

Выделяют три типа свадебного букета обтекаемой формы:

1. Каскадный букет «водопад».

2. Декоративный свадебный букет.

3. Букет «паук».

Каскадный букет «водопад»

Этот букет появился около 1910 года и очень выиг­рышно смотрится с длинным свадебным платьем со шлейфом и длинной вуалью (рис. 65).

Для букета раньше в основном использовали розы и гвоздики,теперь встре­чаются орхидеи, фре-зии, которые не теряют декоративности в сви­сающем положении. Используются также лилии и гладиолусы, отдельные цветки ко­торых укрепляют на проволоке, тем самым образуя самостоятель­ный элемент. В букете в качестве зелени мож­но встретить аспара­гус, плющ,барвинок.

При составлении букета цветы и листья тейпируют. Прикрепленные к проволоке, они располага­ются выше связки букета, а проволока образует только его ручку.

Декоративный свадебный букет

Букет появился в 1960 году и свое название получил по стилю установки (рис. 66).

Цветы в таком букете должны сохранять устойчивость и свежесть, а виды их могут быть различны. Наряду с ком­бинированием богатых контрастных цветов и зелени, бу­кеты составляют из скромных садовых цве­тов, импортных экзоти­ческих и горшечных растений.

Букет делают несколь­кими способами: с ис­пользованием натураль­ных стеблей, изогнутых и связанных мочалом; в подбукетнице; с нату­ральными стеблями, но с ручкой из проволоки; часть цветков без стеблей, а часть со стеблями из проволоки и с ручкой из проволоки.

Букет «паук»

Свое название получил из-за сходства с пауком (рис. 67).

Букет имеет плотную середину и расходящиеся от нее в стороны изящные линии.

Крупные цветы розы, гвоздики, анемоны, лилии, используются для середины букета. Из мел­ких цветков и листьев гиа­цинтов, дельфиниумов, лепестков гвоздик соби­раются длинные узкие ли­нии - «ноги паука». В качестве зелени использу­ется плющ.

Составляя такой букет, скрепляют проволокой цветки и листья без стеблей, потом связывают их в виде линий разной длины.

Цветочные корзины

Цветочные корзины могут быть разных форм и разме­ров - от миниатюрных, которые иногда заменяют свадеб­ный букет, до больших напольных, украшающих интерьер, сцену. Корзины делают из ивовых прутьев, со­ломы, бересты, бамбука, иногда из металлической прово­локи.

Что касается растительного материала для оформле­ния корзин, то он очень разнообразен и зависит непос­редственно от размера самой корзины. Для больших праздничных цветочных композиций используют розы, гвоздики, каллы, гладиолусы, лилии, хризантемы; для маленьких подарочных подходят миниатюрные розы, ландыши, анютины глазки, маргаритки, незабудки.

Нередко в корзинах используют горшечные растения, иногда даже с комом земли, чтобы они как можно дольше сохраняли свою декоративность и свежий вид. Среди гор­шечных растений встречаются гортензии, сенполии, примулы, цинерарии, кальцеолярии, пеларгонии.

В качестве дополнительного декоративного материала для украшения корзин пользуются листьями диффенба-хии, аспарагуса, нефролеписа, кротона, иглицы, крипто­мерии, туи, а летом ветками барбариса, дуба, магонии, спиреи, свидины. Используют в корзинах также злаки, вьющиеся и ампельные растения.

В одной цветочной корзине иногда насчитывается пять-шесть видов различной зелени, помимо цветочных растений. Что касается траурных корзин, их лучше офор­млять растениями одного вида и сорта и небольшим ко­личеством подходящей для такого случая зелени.

Выбор формы и цвета корзины

При оформлении цветочной корзины нужно следо­вать тем же правилам, что и при составлении цветочной композиции. Здесь также важны отношение пропорций, сочетаний по тону, насыщенности, светлоте, наличие ак­цента и другие элементы композиции.

Формы композиций в кор­зинах такие же, как и в букетах, круглые, овальные, треугольные, S- и L-образные, сер­повидные. Они могут быть как симметричными, так и асимметричными (рис. 68).

Перед тем какприступить коформле-нию корзины, нужно выбрать определенную форму и в про­цессе работы помнить о ней,

проявляя творчество непос­редственно в деталях.

Выбор формы нередко подсказывают сами растения сво­им строением, размером, характером соцветий.

Форма корзины и окраска цветочных растений, в ней на­ходящихся, зависят от площади помещения, где она будет установлена, от характера события, для которого она предназначена, и от желания заказчика. Ведь, как мы уже говорили выше, цветочные корзины имеют разное назна­чение: их преподносят юбилярам, артистам, ими украша­ют залы, фойе, сцены и витрины магазинов, их используют в траурных церемониях.

По цветовой гамме различаются корзины, предназна­ченные в качестве подарка женщинам и мужчинам. Цве­ты, входящие в композицию для женщины, могут иметь разные богатые тона и оттенки, нередко это цвета розо­вые с бордовым. Что касается композиций для мужчин, то у них цвета строже, в основном красные.

Порядок работы над композицией

Прежде всего нужно выложить дно и стенки корзины двойным слоем целлофана или полиэтиленовой пленки. Желательно, чтобы цвет пленки гармонировал с цветоч­ными растениями.

Далее корзину полагается заполнить наполнителем, чтобы в дальнейшем он удерживал цветы в определенном положении и обеспечивал доступ к ним воды. В качестве наполнителя можно использовать перлит, песок, торф, землю, мох, опилки, хвою. Но все же предпочтение отда­ется пиафлору, предварительно смоченному в воде, или перлиту, так как он хорошо принимает любую форму и легко впитывает воду, а цветы стоят в нем больше двух-трех дней.

Перед заполнением корзины одним из выбранных ма­териалов им сначала нужно плотно заполнить полиэтиле­новый пакет. Если вы пользуетесь перлитом, его перед помещением в пакет нужно смочить. В качестве жидкос­ти для этой цели лучше использовать ненасыщенный са­харный сироп или несоленую минеральную воду. После смачивания перлитом плотно набивают пакет и завязы­вают его веревкой, потом перевязывают наподобие кол­басы и кладут в корзину узлом вниз. Делая такую подушку, надо рассчитывать ее размеры, стараясь, чтобы она не была слишком широкой, но в то же время учиты­вать, что используемые в дальнейшем растениябудутпог-ружаться в нее не меньше, чем на 10 - 12 см, иначе они могут выпасть из корзины. С обеих сторон подушки надо оставить по2-3смдлязелени, которой будет декориро­вана композиция.

При большом размере корзины необязательно всю ее емкость заполнять наполнителем, а можно сделать две подушки и закрепить их по бокам корзины. Размер ис­пользуемых подушек в этом случае может быть разный. Если корзина среднего размера, то достаточно бывает од­ной подушки, которую ставят не по центру, а на боку кор­зины или вверху. В маленькой корзине наполнитель набивают не в целый пакет, а в отрезанный от пакета угол, который после этого завязывают и завязанным концом кладут в корзину. Иногда расположение подушки зависит от формы выбранной вами композиции.

Перед составлением композиции необходимо тща­тельно подготовить цветы, в частности, чтобы сохранить их свежесть, надо предварительно убрать листья и шипы у роз, оставляя только 2 - 3 листа. У гвоздик, помимо этого, очищают ножом или слегка обрезают нижние узлы. У всех растений перед установкой в подушки необходимо сделать на стеблях длинный косой срез, чтобы они могли лучше их проткнуть, а также, чтобы поверхность поступ­ления влаги в растение была как можно большей.

Подушку начинают декорировать зеленью, определя­ющей размеры корзины. Вся зелень делится на спокой­ную, к примеру листья каллы, и беспокойную - аспарагус, нефролепис. Зелень одного типа не следует помещать рядом, ее лучше чередовать по кругу. Она соби­рается кучками или попарно и в каждой паре листьев бо­лее крупный лист крепится сзади и направляется вниз, а более мелкий крепится впереди и направляется вверх.

Нужно помнить, что ручка корзины должна быть отк­рыта с той стороны, где ее будут брать рукой.

Перечисленные требования подходят для всех компо­зиций, составляемых в корзинах. Далее необходимо от­метить особенности в оформлении, которые зависят непосредственно от формы композиции. Основными из них являются следующие: треугольная симметричная, треугольная асимметричная, круглая, овальная, диаго­нальная настольная и диагональная юбилейная.

Треугольная симметричная форма - «европейская пи­рамида» (рис. 69).

При составлении этой формы сначала нужно установить вертикальную ось в виде ветки или цветка. Ось усиливается несколькими цветками, одни из них ставят вперед справа, а другие - назад слева. Потом устанавливаются две боковые оси, ими могут быть ветки или цветы. Одна из осей направляется вправо, немного вперед и вниз, а другая направляется влево, немного впе­ред и вниз. Эти оси тоже усиливаются двумя-тремя ветка­ми или цветами и продолжаются в задней части корзины. Дополнительные ветки и цветы могут иметь как разную, так и одинаковую длину. Что касается цветков-усилите­лей, то их устанавливают прямо, параллельно осевому цветку, тем самым образуя единую линию. Длина цветов должна быть меньше длины веток или каждо­го предыдущего цветка примерно на одну треть.

В нижней части ком­позиции находится ее центр, который может выделяться цветом или массой. В основном та­ким центром является самый красивый и крупный цветок. Зад­няя часть композиции заполняется цветами, зеленью и веточками. Необходимо пом-рис_ 69 нить, что не должна

быть видна подушка, на которой крепятся рас­тения, ее нужно обяза­тельно задекорировать. Для этого могут служить и мелкие цветы, которые перед установкой в корзину нужно соб­рать в пучки.

Треугольная асимметричная форма (рис. 70).

Она неред­ко называется эстрадной, потому что предназначается для сцены. Вертикальная ось, которой может быть ветка или цветок, ставится не строго вертикально, а под не­большим углом и направляется влево и назад, заходя за ручку корзины. Две боковые оси направляются вправо и влево и каждая немного вперед и вверх и усиливаются цветами и зеленью. Цветы, в отличие от предыдущей формы, устанавливаются не прямо, а с наклоном и более раскидисто относительно каждой оси. 

Остальные приемы оформления этой формы такие же, как и симметричной.

Круглая форма. Для этой формы цветы бе­рутся одной длины, устанавливают их, начи­ная с середины подуш­ки, и распределяют в виде концентрических окружностей, стараясь сохранять равные про­межутки между растениями. Более крупные или темные цветы располагают в нижней части композиции.

Овальная форма. Выполняется по правилам установки круглой формы, но цветы, в ней используемые, должны иметь разную длину - в верхней части длиннее, а по кра­ям короче.

Диагональная настольная форма (рис. 71).

Она часто иг­рает роль свадебной композиции. Строится на шести ди­агоналях (линиях) и смотрится со всех сторон привлекательно. В первую очередь устанавливается цент­ральная диагональ, которая должна состоять из двух рав­ных частей и выходить далеко за пределы корзины. Диагональ дополняется зеленью и бутонами. Потом в центре композиции устанавливают вертикаль, состоя­щую из трех цветков. Следующие две-три диагонали уста­навливаются так, чтобы они как бы проходили через центр, но были немного ниже его. Что касается их длины, то одна диагональ должна быть короче другой. Наиболее крупными цветами выполняется самая короткая диагональ. Она также оформляется выразительной зеленью, например, баданом. Чем короче диагональ, тем крупнее должен быть цветок. Для дополнения диагоналей исполь­зуют зелень разных видов. Центр композиции делается четким, в виде самого крупного и красивого цветка и так­же дополняется зеленью.

Диагональная юбилейная форма. Эта форма похожа на настольную, но крупнее и вертикаль у нее более пышная за счет использования большого количества растений, установленных строго прямо. Центр композиции выпол­няется из нескольких прямых вертикальных цветов. При этом второй цветок ставится впереди справа от первого, а третий - сзади слева. Вертикали верхушки можно допол­нить установкой тростника или прямыми стеблями дру­гих растений. Выполняя центральную диагональ, с обеих сторон композиции почти горизонтально устанавливают по одному осевому цветку, добавляя к каждому из них по два более коротких. Цветы помещают так, чтобы один из них был выше и впереди осевого, а другой - чуть ниже и позади осевого. Центр композиции дополняется цветами и зеленью по боковой и дополнительной оси. Также зе­ленью дополняются все направляющие линии - цент­ральная, вертикальная, боковая и дополнительная.

Украшение стола

Букеты для украшения стола имеют свою историю. Еще в XVIII веке цветы или лепестки свободно разбрасы­вались по столу, такая композиция называлась «засеян­ное поле». Цветочная композиция «дорога на столе» представляла собой коротко подрезанные цветы, постав­ленные в мелкую посуду удлиненной формы и располо­женную вдоль всего стола. В XIX веке на столах присутствовали цветочные «реки», «озера», «водопады».

В наше время нередко стол украшается различными цветочными композициями, что создает определенное настроение у присутствующих. Причем, цветами украша­ют не только праздничный стол, но и стол в повседневной жизни.

Нужно помнить, что правила размещения цветов зави­сят от формы самого стола. На небольшом круглом столе букет ставят в центре в крупной вазе; на овальном столе композиции размещают ближе к его краям в овальных ва­зах; на удлиненном столе может располагаться одна ком­позиция в центре или две по краям. Если столы поставлены в виде буквы «Т», цветы ставят по централь­ной линии или на краях.

Для украшения обычного стола подойдет небольшая ваза с несколькими цветами. Если стол сервирован одно­тонной посудой, то цветы могут быть разных насыщен­ных тонов, в том случае, если используемая посуда имеет яркий рисунок, цветы используются однотонные. Букет на праздничном столе должен выглядеть красиво со всех сторон. Несколько отдельных цветов можно класть и ря­дом с приборами, только необходимо, чтобы стебли были сухими и не оставляли пятен на скатерти.

Праздничный стол нередко украшают цветочными композициями в плоских вазах. Растения в них не долж­ны быть высокими, чтобы их цветы, листья и стебли не закрывали приборов и не мешали гостям видеть друг дру­га.

Центр стола можно украсить композицией из дорогих цветов - роз, гвоздик, фрезий, а также из весенних и лет­них цветов. Дополнительно по столу распределяются бу­кеты или отдельные цветы с листьями. Как уже говорилось, украшать стол можно несколькими компо­зициями, размещая их на концах стола или в разных его местах. Цветы нередко ставят асимметрично, к примеру, только в головной части стола. Естественно, празднич­ный стол не должен перегружаться цветами.

В композициях, украшающих стол, можно использо­вать короткостебельные красные и розовые гвоздики, розы пастельных тонов, помпонные георгины, мелкоцве­тковые хризантемы, фрезии, а также декоративные ве­точки с ягодами, зелень и плети вьющихся растений. Необходимо помнить, что для таких цветочных компози­ций не подходят крупноцветковые и сильно пахнущие растения.

В том случае, если стол накрыт на двоих, букет может быть крупным и стоять в высокой вазе на краю стола, вы­полняя роль фона или ширмы.

В целом цветочная композиция, украшающая стол, должна гармонировать по форме и цвету с посудой и обс­тановкой.

Бутоньерка

Цветы как личное украшение стали использовать очень давно. Живой цветок нередко можно было увидеть на платье или в прическе женщины, в петлице мужчины. Используемый в прическе цветок призван оттенять воло­сы или контрастировать с ними. Для этих целей подойдут как цветы причудливой формы, к примеру орхидеи, так и скромные ландыши.

Для украшения наряда можно использовать и так на­зываемые бутоньерки. В переводе с французского языка слово значит - «петлица». Первоначально так называ­лись маленькие букетики диаметром не более 5 - 10 см, состоящие из срезанных цветов и предназначенные для украшения платьев, причесок, шляп, скатертей. Состав­ляли бутоньерки из мелких цветов: ландышей, маргари­ток, примул.

Бутоньерки могут состоять из одного или нескольких цветков, быть всевозможного размера и окрасок и по-разному крепиться: у выреза платья, у пояса, на плече, в петлице, на манжете рукава.

Самой простой бутоньеркой считается цветок с лис­том или с декоративной зеленью, перевязанный краси­вой ленточкой. Для вечернего туалета можно использовать бутоньерку из нескольких цветков, зелени и лент. Такой композиции придают нужную форму с по­мощью гибкой тонкой проволоки, а место скрепления закрывают узкой лентой, тесьмой, начиная с конца стеб­ля. Бутоньерку для волос закрепляют на гребешках и за­колках.

Составляя бутоньерку, нужно придерживаться неко­торых правил, чтобы она выглядела естественно: исполь­зовать в ней декоративную зелень или листья, особенно тогда, когда у цветка мало своих листьев (как у гвоздики) или они слишком крупные (как у ландыша).

Какой будет бутоньерка, зависит непосредственно от платья, к которому она должна крепиться, - его покроя, стиля и материала. Именно эти элементы определяют:

1) форму бутоньерки - скромная или броская;

2) место прикрепления бутоньерки - у выреза, на пле­че, у пояса, на подоле, на рукаве;

3) выбор цветов по форме и цвету.

Дорогая и сложная бутоньерка из карликовых анту-рий, орхидей подходит к шикарному вечернему платью. К простому вечернему или строгому темному платью подходит более простая бутоньерка, составленная из не­дорогих цветов.

Какие цветы должны использоваться в такой компози­ции, зависит также и от внешности обладательницы бу­тоньерки. Если женщина хрупкая и изящная, будут неуместны в украшении крупные цветы, в том случае, если женщина представительная, - не стоит использо­вать в бутоньерке цветы мелкие.

Желательно, чтобы бутоньерка гармонично сочета­лась окраской с платьем и волосами. Между этими дета­лями не должно быть сильного контраста. Поэтому нужно учитывать сочетаемость цветов и оттенков между собой, о чем уже говорилось в отдельной главе.

Из цветов можно сделать и украшения для шеи, и брас­леты, предварительно подготовив для них каркасы из толстой проволоки, а затем обтянуть их лентой, служа­щей фоном для закрепленных на ней цветов и листьев.

Для того чтобы бутоньерка оставалась свежей как можно дольше, цветы и листья перед ее изготовлением необходимо подержать в воде не менее четырех часов. Чтобы предотвратить выделение сока из подрезанных стеблей, их концы также можно покрыть расплавленным воском или стеарином.

Добиться долгого сохранения цветов и зелени в бу­тоньерках можно, если вставить их стебли или черешки в маленькую пробирку, куда помещают кусочекоазиса, пи-афлора, увлажненную вату или мох. Пробирку необходи­мо задекорировать свисающей зеленью.

После первой носки бутоньерку рекомендуется погру­зить на 15 минут в холодную воду, конечно, предвари­тельно сняв с нее ленты. Когда лепестки цветов станут свежими, бутоньерку достают из воды и встряхивают, удаляя лишнюю воду. После этого композицию завора­чивают в тонкую увлажненную бумагу, сверху закрывают фольгой или кладут полиэтиленовый мешок и в таком состоянии хранят в холодильнике при температуре 6°С.

Сезонные композиции

Весенние

Весенние букеты могут состоять из декоративных рас­тений пробуждающейся природы, их нередко дополняют ветками вербы или распускающимися ветками сливы, вишни, яблони, других деревьев, а также кустарников.

В весенних композициях в основном используются ранние луковичные цветы: тюльпаны, нарциссы, гиа­цинты, крокусы, мускари, сциллы. Их дополняют раз­личной аранжировочной зеленью - аспарагусом, папоротником, монстерой, а также ветками сосны, рас­пускающимися ветками кустарников.

В композиции из весенних цветов часто входит сереб­ристая акация (мимоза) - символ и предвестник этого времени года. Пушистые желтые веточки удачно смот­рятся в цветочных композициях, выполненных в плоских вазах. Такая композиция может быть основана как на контрасте цветов (мимоза и яркие красные тюльпаны), так и в однотонной гамме (мимоза и нарциссы).

Летние

Для летних композиций выбор цветов очень разнооб­разен: это и садовые растения, лесные, полевые и луговые цветы, различные травы и злаки, цветущие и зеленые вет­ки декоративных кустарников, болотные растения и др. Летним композициям свойственны яркие краски, смяг­ченные сочной зеленью. Композиции выполняются в любых вазах, необходимо только помнить о том, что со­суд и цветы должны гармонировать друг с другом.

Оригинально смотрится летняя композиция, выпол­ненная в плоской вазе так, чтобы была видна гладь воды. Растения в вазе крепятся на наколке, которая декориру­ется мхом или другим материалом, при этом остается отк­рытым участок воды.

Осенние

Осенние краски, конечно, беднее летних, но они име­ют свои неповторимые особенности. Поэтому осенние композиции отличает преобладание багряно-желтых, зо­лотых тонов, свойственных этому времени года.

В осенних композициях используются позднецвету-щие астры, георгины, хризантемы, а также листья, ветки с плодами, сухоцветы, травы, семенные коробочки, кус­ки коры и другой растительный материал.

Гирлянда

Гирлянда, как известно, представляет собой цепь, сос­тоящую из листьев или цветов. Гирлянда нередко бывает комбинированной и включает в себя различные цветы и растения.

Гирлянды могут предназначаться для украшения стен, в этом случае их делают плоскими. Если же они предназ­начены для свободного развешивания, их делают округ­лыми.

Плести гирлянды рекомендуется на прочной бечеве. К ней с помощью тонкого шпагата прикрепляют цветы и зелень. Между растениями можно прокладывать влаж­ный мох или поролон, чтобы лучше сохранилась полу­ченная композиция. Для составления гирлянд используют глицинии, ипомеи, плетистые розы, клема-тисы.

Садик из мха

Эта цветочная композиция выполняется в плоской вазе или тарелке в любое время года. Для ее составления необходимы камни, мох и любые растения (рис. 72).

 

В первую очередь на дно подготовленной вазы нужно положить 3 - 5 камней. Они должны быть чистыми, ок­руглыми и желательно интересного цвета. Сбоку разме­щают наколку для цветов. Далее берут приготовленный мох, лучше, если он будет разных видов. Мохраскладыва-ют вокруг камней и им же декорируют наколку.

После этих приготовлений в емкость осторожно нали­вают воду. Затем необходимо разместить цветы, веточки, можно положить шишки. Цветы могут быть любыми, их вместе с веточками (если вы их используете) ста образуется сплошной зе­леный мягкий ковер, ко­торый в любое время, Особенностью такой композиции является то, что через некоторое вре­мя кусочки мха срастутов, можно убрать в тем-

когда нет нужных цвевят в наколку сквозь мох.

Картины из живых цветов

Перед созданием такой цветочной композиции нужно подготовить для нее особое полотно. Для этого берут ку­сок плотного картона нужного размера и оклеивают его листом цветной бумаги. Она может быть однотонной или с плавными цветовыми переходами, гладкой или барха­тистой, матовой или глянцевой. Вместо бумаги можно использовать интересную ткань или плетеную соломку.

Если вы хотите, чтобы будущая картина была заключена в рамочку, то ее нужно сделать после оклейки картона нуж­ным материалом.

Растительный материал, который должен использо­ваться в аранжировке, готовят заранее. Это могут быть цветы, веточки, травинки, листья, различные мелкие де­тали. Карандашом их контур набрасывают на полотне и сразу наклеивают, например с помощью клея ПВА. В картонной основе необходимо сделать маленькие отверс­тия для стеблей цветов. Головки живых цветов нужно располагать так, чтобы они лежали на полотне из травя­ных узоров (рис. 73).

После этого стебли растений с обратной стороны кар­тины надо обрезать до 5- 6смв длину и при помощи лип­кой ленты закрепить в маленьких пробирках. В используемые пробирки наливается вода или раствор удобрения для комнатных цветов. Когда цветочные рас­тения начинают увядать, их можно заменить на свежие.

Назад в Оглавление книги


← Бугаева И.В. Речевой этикет в сфере религиозной коммуникации   Букеты разных стран →