Сухоцветы и композиции из них

Статьи


Материалы и оборудование

Для того чтобы создать композицию из сухих расте­ний, нужен не только вкус, но и определенные навыки, ловкость рук и умение пользоваться некоторыми специ­альными инструментами.

Вам пригодятся плоскогубцы, различные ножи и нож­ницы, веревки, ленты, проволока, клей и многое другое.

Ножи. Необходим простой острый кухонный нож для надрезания твердых поверхностей плодов и большой нож, чтобы придать массе для крепления растений нуж­ную форму. Пригодится и популярный в последнее время тонкий нож-лезвие.

Ножницы. Обыкновенные ножницы для обрезания травинок, цветов и лент, а также секатор для укорачива­ния черенков.

Кусачки. Они понадобятся для того, чтобы отрезать проволоку и, к примеру, кончик сосновой шишки.

Плоскогубцы. Ими отрезают проволоку и при необхо­димости держат ее над открытым огнем.

Проволока. Она должна быть разной толщины и гиб­кости. Проволока используется для укрепления и нара­щивания стеблей, связывания растений в букетики и фиксирования их в сосудах. Также из проволоки изготав­ливают каркасы для венков, гирлянд и т. п.

Ленты. Клейкая лента или лента из бумаги использует­ся для поддержания стеблей на проволоке и для декори­рования самой проволоки. Ленты, тесьма, бечевка шелковые нити и мешковина помогают закреплять расте­ния между собой и укреплять саму композицию.

Клей. Для склеивания сухих растений и для прикрепления их стеб­лей к крепежу применя­ют быстросохнущий силиконовый клей. С этой целью приобрета­ется специальный элек­трический пистолет, который заправляется силиконовыми трубка­ми (рис. 74).

Разогретый силикон крепко склеи­вает растения, прикреп­ляя их к держателям, сосуду или к другим растениям.

Крепеж. В качестве держателей для сухих растений применяется уже упоминающийся ранее оазис. Но в от­личие от оазиса, используемого для живых цветов, он должен быть серого или коричневого цвета и его, конеч­но, не надо мочить. В качестве массы для закрепления цветов, которой можно придать любую форму, применя­ется пенопласт. Последнее время популярным держате­ лем для сухих растений стала всем известная монтажная пена, продающаяся в баллонах разного объема. После за­сыхания она легко режется, из нее получается нужная форма, а тонкие стебельки сухих растений без особых усилий в нее вставляются. При желании их можно закре­пить в этом материале с помощью капельки силиконово­го клея. В качестве крепежа также используют всем известный пластилин, замазку и т. п.

Кисточки и краски применяют для расписывания ши­шек и других природных материалов.

Распылители. Это могут быть лаки для волос, декора­тивные лаки для закрепления цветов и цветные напыли-тели разных тонов.

Сосуды. Сосуды для композиций из сухих цветов ис­пользуются такие же, как и для цветов живых. Правда, они могут пропускать воду. В качестве сосудов использу­ют корзинки, туески, коробочки, различные коряги и др. Безусловно, сосуд для композиции должен, как уже гово­рилось выше, соответствовать растительному материалу по размеру, фактуре и цвету, и это нужно обязательно учитывать в аранжировках с сухими цветами.

Оригиналъные вазы можно сделать своими руками. О некоторых приемах уже рассказывалось на примере ваз для живых цветов. Здесь мы остановимся на изготовле­нии ваз из природного материала. К примеру, оригиналь­ные емкости для композиций из сухих растений можно сделать из тыквы, кабачков, арбузов. Чтобы получилась ваза из тыквы, нужно срезать у нее верхушку и донышко, выбрать мякоть, оставив ее у стенок слоем 1 - 2 см, поло­жить тыкву на тарелку и посыпать изнутри солью. Пока не прекратится выделение сока, следует добавлять соль. Когда тыква высохнет, объем ее значительно уменьшит­ся, и на поверхности появятся глубокие складки, напоми­нающие грубую керамику.

Оригинальная ваза получится из деревянных круглых палочекразной длины, напиленныхиз ветоккакого-либо дерева. Девять палочек должны быть длиной 31 см, во­семь - длиной 24 см и одиннадцать - длиной 18 см. После того как палочки готовы, их прибивают к небольшому спилу сосны. Делают это с помощью маленьких гвозди­ков, прибивая сначала самые длинные палочки, затем с обеих сторон от них по четыре средние и в последнюю очередь - короткие. Получается своеобразный частоколв форме сосуда (рис. 75).

Затем необходимо скрепить палочки между собой с помощью пеньковой веревки или другого материала. В такую вазу можно положить оазис или другой специальный держатель прямоугольной фор­мы и воткнуть в него любой растительный материал: пу­чок колосьев или травы, засушенные розочки или сухоцветы, в общем, различные травы и цветы, подходя­щие для такого сосуда.

Самодельные вазы можно сделать также из кусков коры, бересты, они могут быть в форме корзинок, стака­нов. Сосуды нередко делают подвесными, для этого про­волоку или веревку крепят к емкости. Для настенных букетов и композиций из сухих цветов в качестве ваз ис­пользуют грибы-трутовики, коряги и т. д.

Растительный материал

Заготовка материала для букета из сухих цветов начи­нается с выбора ассортимента растений, времени среза цветов, листьев, ветокистеблейрастений, атакжевыбора способа их консервации. Ниже мы остановимся на осо-бенностяхсбораисушкинекоторыхрастений, применяе­мых в подобных аранжировках.

При составлении композиций используют сухоцветы и многие другие садовые и полевые растения, которые приправильной сушке ихранениине теряютсвоего деко­ративного вида: акант (акантус), амарант хвостатый, арункус (волжанка), астильба, гипсофила метельчатая, золотарник (солидаго), крестовник, лютик садовый, мо-люцелла, мордовник (эхинопс), папоротник, полынь, си­неголовник (эрингиум), эдельвейс (сушеница), тысяче­листник (ахиллея), чистец (стахис шерстистый), целозия и другие.

Сухоцветы

Это однолетние и многолетние растения, которые в основном культивируются как летники, имеют соцветия с сухими ярко окрашенными лепестками. Некоторые из них используют и для букетов из живых цветов. Растения размножаются семенами и высеваются в мае непосредст­венно в грунт. Чтобы получить качественный материал для букетов, необходимо вовремя срезать побеги с соцве­тиями и правильно их высушить. Для этого со срезанных цветоносов удаляются листья, растения связывают в пуч­ки по 15 - 20 штук и развешивают их в сухом проветрива­емом помещении головками вниз.

Аммобиум - растение надо срывать в полураспустив­шемся состоянии, когда еще не видны трубчатые цветки

Гелиптериум, акроклиниум - срезают побеги в сухую погоду, в начальной стадии раскрытия соцветий.

Гелихризум, бессмертник, цмин - соцветия срезают в начале роспуска или в бутонах. Позднее у них образуются семена в центре корзинки, из-за этого растения теряют свою декоративность.

Ксерантемум, сухоцветник - соцветия рекомендуется срезать в полуроспуске. Для сохранения естественной ок­раски корзинок, их на 2 - 3 секунды нужно опустить в раствор соляной кислоты (1 : 12).

Лонас - соцветия срезают, когда они полностью рас­пустятся.

Статице, кермек (широколистный и татарский) - соц­ветия срезают, когда они полностью распустятся, пока первые раскрывшиеся цветки не начали блекнуть. Перед сушкой связывают в пучок не более 10 - 15 растений.

Гомфрена - соцветия срезают при полном распуска­нии.

Целозия - срезают соцветия в полном роспуске, когда еще не отцвели цветки, которые распустились первыми.

Садовые и полевые растения

Гипсофила - многолетнее и однолетнее растение. Многолетняя гипсофила имеет мелкие многочисленные цветки белого или розового цвета. После того как основ­ная масса цветков распускается, соцветия срезают и ста­вят в вазы без воды.

Молюцелла - однолетнее травянистое растение с чаше­видными цветками типа мелких ракушек. Оно растет на квадратных тонких стеблях длиной 30 см, которые среза­ют через 18 - 20 недель после посева. Стебли хорошо сох­раняют свой светло-зеленый цвет при сушке в горячем воздухе. Если высыхает медленно, приобретает желто-коричневый оттенок. Молюцелла хорошо сушится в рас­творе глицерина, отбеливается.

Папоротник - многолетнее травянистое растение, яв­ляющееся отличным материалом для зимних букетов. Его срезают в любой летний месяц и сушат, немного прогла­живая листья теплым утюгом, или под прессом. Сухие листья хранят в газетах.

Плоды

Нередко в новогодних композициях используют ори­гинальные плоды некоторых садовых растений. Их реко­мендуется собирать после полного созревания и в сухую погоду. Часто используются плоды таких растений, как борщевик, декоративный лук, чеснок, дипсакус (ворсо­вальная шишка), лилия, ирис, лен, лунария (лунник), мускари, диктамнус (ясенец), спаржа, нигелла, очиток (седум), физалис. Колоритно смотрятся в букетах коро­бочки тюльпанов, плоды-листовки пионов и водосборов.

Борщевик - многолетнее травянистое растение, соцве­тия которого и части полых стеблей служат оригиналь­ным материалом при составлении сухих букетов. Для этого растение срезают поздно осенью.

Декоративные луки и чеснок. В букетах используют соц­ветия лука-батуна, шнитт-лука, лука-порея и чеснока. Стебель чеснока срезают, когда его верхушка находится в закрученном положении. Такие завитки закрепляют тон­кой проволокой и ставят сушить. При сборе луков с се­менными коробочками, их срезают, когда цветоносы начинают слегка желтеть и подсыхать. Сами коробочки раскроются во время сушки и хранения. Неудобством ис­пользования луков является долго сохраняющийся их специфический запах.

Лунария (лунник) - двулетнее травянистое растение, известное своими тонкими перламутровыми пластинка­ми-перегородками. После цветения растения на нем раз­виваются плоды в виде плоских овальных стручков. Срезать стебли нужно в начале сентября и положить на хранение в прохладное помещение. Затем уподсушенных стручков створки снимают и высыпают семена, в резуль­тате на стебле остаются перегородки, отливающие перла­мутром и придающие растению декоративный вид. Для них не требуется специального засушивания.

Спаржа - многолетнее травянистое растение. Для зимнего букета используют ветки, которые нужно срезать до наступления заморозков, когда они покрыты ярко-красными ягодами. В противном случае в конце осени они почернеют и потеряют свою декоративность.

Физалис - травянистое многолетнее растение, извест­ное своими яркими фонариками, месяцами не теряющи­ми своей формы и окраски. Имеет оригинальные плоды бокаловидной формы, образованной тонкой красной, ярко-оранжевой кожицей. Стебли срезают, когда все плоды становятся красно-оранжевыми. Сушат растения в затененном месте связанными в небольшие пучки, под­весив за верхнюю часть стебля вертикально, направив концы стеблей вниз. Перед сушкой нужно оборвать лис­тья. Также растения сушат в вазах без воды.

Травы

Красиво смотрятся в зимних букетах однолетние и многолетние травы, отличающиеся строением стебля, формой и строением колосовидных соцветий, формой и цветом листьев, временем цветения.

Самыми распространенными однолетними травами являются зайцехвост (лагурус), трясунка (бриза), пенни-сетум.

Зайцехвост - имеет соцветие в виде белой пушистой колосовидной метелки. Колоски собирают в связки и подвешивают в помещении. Если они будут висеть на солнечном месте, они из светло-серо-зеленых станут бе­лоснежными. Также колоски можно сушить в вазах без воды.

Трясунка - образует кустик из нежных тонких линей­ных листьев. Колоски у растения крупные, продолгова­то-сердцевидные и собраны в редкую пониклую метелку. Сушат их в подвешенном состоянии или в вазе без воды.

Пеннисутум - имеет колосья длиной 5 - 10 см, сильно опущенные. Сушат так же, как и предыдущие травы.

Количество многолетних трав, используемых в сухих букетах, более обширно, к ним относятся: ковыль, мис-кантус, арренатерум бульбозум, фалярис, декоративный ячмень, колосняк песчаный (элимус). В южных районах распространены артишок (соцветия), пампасная трава.

Ковыль - его соцветия снимают сразу после цветения, чтобы они не успели осыпаться с куста. Часть из них мож­но хранить в бумаге, а другие ставят в вазу без воды для того, чтобы стебли приняли произвольную форму. Лис­тья ковыля хранят связанными в пучки.

Декоративные растения, злаки

Некоторые растения имеют плоды с летучками, кото­рые эффектно искрятся в темном помещении. К таким растениям относятся прострел раскрытый, одуванчик ле­карственный, клематисы (прямой, цельнолистный, ви-ноградолистный). Их соцветия рекомендуется срезать, когда семена еще не полностью созреют, чтобы они не ус­пели осыпаться. Нужно удалить сухие листья.

Особого внимания требует одуванчик, из пушистых шарообразных корзинок которого составляются ориги­нальные букеты. Для подготовки одуванчика к использо­ванию в букете нужно собрать отцветшие растения с закрытым соцветием и в каждый полый стебель вставить проволоку, продвигая ее до самого соцветия и придавая стеблям разные изогнутые линии. Затем растения поста­вить в емкость без воды и поместить там, где нет движе­ния воздуха. Одуванчики через 10 - 12 дней превратятся в пушистые шарики из летучек, прикрепленных к основа­нию цветочных корзинок. Такого же плана букеты можно делать из соцветий козлобородника лугового.

Эффектно смотрятся в зимних букетах хлебные злаки - ячмень, овес, пшеница, рожь. Их собирают, когда ко­лосья еще не пожелтели и не перезрели. Сушат растения в сосудах без воды, чтобы придать стеблям и колосьям ес­тественные поникшие формы.

Можно использовать при составлении композиций и многолетние злаки - конский щавель, поповник, василь­ки, лютики, колокольчики, а также луговые злаки - греч­ку, тимофеевку, просо,полевицу белую,гребенник обык­новенный, душистый колосок, костер, калерию, луковик дернистый (щучка), трясунку, мятлик луговой, костер бе­зостый, овсяницу луговую. Что касается многих трав и конского щавеля, то их можно собирать только во время цветения в июне-июле и после него, некоторые же травы собирают поздно осенью и зимой. Многие злаковые отбе­ливают, окрашивают и тонируют, что придает им более декоративный вид.

Душистый колосок - соцветие имеет неповторимый аромат, хорошо отбеливается и подкрашивается.

Гречка - оригинальной формы колоски легко окраши­ваются и отбеливаются.

Конский щавель - пышные султаны растения можно собирать все лето.

Костер- колоски раскидистые, при крашении приоб­ретают необходимый оттенок и белизну.

Калерия, тонконог - используется в засушенном и на­туральном виде, эффектно смотрится в букетах из живых цветов.

Полевица - используется в подарочных букетах не­большого размера.

Просо - растения после обмолота связывают в пучки, отбеливают до любого оттенка, тонируют.

Ягодные и декоративные кустарники, деревья

Для составления зимних композиций нередко исполь­зуют такие ягодные кустарники, как боярышник, шипов­ник, барбарис, калина, облепиха, рябина, сибирская яблоня, терн, пираканта, сладко-горький паслен. Ветки с яркими плодами срезают в разное время, но ветки боя­рышника, барбариса, рябины, терна и сибирской яблони рекомендуется срезать до наступления морозов, чтобы плоды не успели перезреть.

В зимних букетах используют и соцветия некоторых цветущих кустарников: гортензии, чубушника (жасми­на), розы. Соцветия необходимо умело засушить, чтобы они не потеряли свой декоративный вид. К примеру, жас­мин хорошо засушивать в буре. Соцветия гортензии сре­зают после того, как они потеряли свою мягкость и стали слегка бумажными, хрустящими. Сушат их, подвешивая вниз соцветиями в проветриваемом помещении, а также в растворе глицерина с водой.

Используют в букетах не только плоды и соцветия кус­тарников, но и листья. Украшением зимнего букета могут быть декоративные глянцевые листья магнолии и родо­дендрона.

При удачном расположении эффектно смотрятся в зимних композициях шишки сосны, ели, кедра, плоды каштана. Нередко используются замшелые ветки, мхи, кора деревьев, грибы-трутовики, наплывы на деревьях, стебли болотного багульника.

Лесные, луговые и водные растения

Красиво смотрятся в зимних аранжировках многие водные и луговые растения, которые можно собирать в течение всего года, среди них: камыш, осока, рогоз, сит­ник, пушица, тростник обыкновенный, частуха подорож­никовая (алисма).

Пушица - срезается во время цветения, в июне. Позд­нее колосья растения перезреют и начнут осыпаться.

Рогоз - срезают два раза. Первый раз - в начале лета, когда стебли растения еще тонкие и изящные, а соцветия не приобрели коричневую окраску. При такой срезке стебли станут коричневыми после высушивания. Второй раз рогоз срезают в середине лета. При срезке растения осенью в теплом помещении оно быстро распушится.

Частуха подорожниковая цветет мелкими бело-розо­выми цветами, которые не сохраняются в срезанном виде. Поэтому растение собирают, когда оно отцвело.

Консервация растений

Полезные советы и рекомендации по поводу консер­вации растений и специальных приемов их обработки, с которыми мы вас познакомим, помогут вам в подготовке растительного материала для составления зимнего букета и композиций из сухих цветов.

Консервация стеблей, листьев, цветков и плодов, предназначенных для аранжировки, включает в себя нес­колько способов: сушка на воздухе, в смеси буры и песка, в песке, в манной крупе, в вате, засушивание при помощи пресса или утюга, сушка в водном растворе глицерина и некоторые другие приемы.

В основном растения, предназначенные для консерва­ции любым из перечисленных способов, должны быть су­хими, то есть их надо срезать в сухую солнечную погоду. Но, к примеру, тысячелистник перед сушкой рекоменду­ется положить на два дня в воду, чтобы он лучше сохранил окраску в засушенном виде.

Высушивание на воздухе

Самый простой способ консервации растений - сушка на воздухе. Многие растения при таком естественном вы­сыхании сохраняют свой цвет. При сушке цветов без лис­тьев их связывают в пучки и сушат, подвешивая вниз соцветиями. Стебли по мере высыхания завязываются туже. Этим методом можно сушить сухоцветы с мелкими соцветиями - аммобиум, гипсофилу, кермек. У таких су­хоцветов, как акроклиниум, гелихризум, стебли сразу после срезки нужно удалять, потому что в сухом состоя­нии они становятся очень ломкими. Соцветия с удален­ными стеблями насаживают на проволоку, верхний конец которой загибают крючком, а нижний после пол­ного высыхания цветков можно изгибать так, как того требует композиция. Высушенные цветы сухоцветов можно покрасить, используя анилиновые красители или тушь.

Травы также подвешивают для сушки, предварительно перебрав их по сортам и размеру стеблей и связав в пучки разного размера. Вешают травы в затемненном месте на 2 - 3 недели, в зависимости от погоды. Некоторые деко­ративные травы и злаки и после высушивания хорошо хранятся в подвешенном состоянии, а многие другие складывают для хранения в картонные коробки. Такие растения, как мятлик, полевица, тимофеевка луговая неплохо сохнут в тени на свежем воздухе на брезенте или бумаге. Перед сушкой их связывают в маленькие снопики и ставят на подготовленное покрытие.

Подвесить растения можно вверх соцветиями, в этом случае стебли после сушки получаются не прямые, а раз­личным образом изогнутые.

Растения с крепкими и толстыми стеблями ставят в со­суд без воды в тень. Правда, есть и другой способ, когда растения ставят в сосуд с водой, погружая в нее стебли приблизительно на 10 см. Примерно через три недели вода испарится и цветы высохнут. Таким методом сушат пионы, тюльпаны, фрезии.

Лепестки цветков и сами цветки можно разложить на решетках или в корзинах и поставить их в сухом месте. Перед такой сушкой цветы нужно предварительно посы­пать солью.

Розу, астильбу, физалис, ноготки, кермек, лютикмож­но высушить на корню, в естественном состоянии, не срезая. После полного высыхания растения срезают и ставят вертикально в вазу без воды. На воздухе сушат вет­ки ивы, лиственницы, ольхи, дуба, а также плоды барба­риса, шиповника, боярышника, облепихи, рябины, бузины, кизильника, черноплодной рябины.

Высушивание с помощью осушителей

Растения сушат с помощью гигроскопического вещес­тва - мелкозернистого вещества, хорошо поглощающего влагу. Цветы и листья, помещенные в осушитель, быстрее высыхают, лучше сохраняют окраску и форму, а некото­рые цветы сохраняют даже запах. Правда, после этого ме­тода сушки стебли становятся очень хрупкими, поэтому их рекомендуется до или после процесса укрепить прово­локой. В качестве гигроскопического вещества использу­ют песок, буру, квасцы, манную крупу, кукурузную муку и др. Лучшим осушителем в наше время считается сили-кагель, в котором растения высыхают за несколько дней и практически не меняют при этом форму и окраску. При покупке такого осушителя нужно выбирать ту его марку, которая непосредственно предназначена для сушки цве­тов.

При использовании в качестве осушителя силикагеля нужно взять коробку с хорошо подогнутой крышкой и на­сыпать в нее вещество слоем 5 см. В том случае, если си-ликагель применяется повторно и недостаточно просох, его перед укладкой в коробку рекомендуется просушить, уложив на противень и поставив в теплую духовку на один час. Растения перед помещением в силикагель нуж­но предварительно закрепить на проволоке, срезав стеб­ли на расстоянии 2,5 см под чашечкой. После этого закрепленные на проволоке цветы вертикально устанав­ливают в силикагель, чтобы растения не касались друг друга. Затем осторожно насыпают осушитель сверху, сле­дя за тем, чтобы он соприкасался со всей поверхностью каждого цветка. Между лепестками вещество насыпают с помощью тонкой мягкой кисточки. Коробку необходимо периодически встряхивать, а потом сверху насыпать силикагель слоем в 1 см и плотно закрыть коробку крыш­кой.

Для сушки цветов в песке нужны хорошо просеянный, промытый и прокаленный на огне речной песок и сухие цветы. В том случае, если использовать влажные песок и цветы, на лепестках появляются грязные пятна в виде ржавчины, опрелость, различные повреждения и такие цветы уже не подойдут для аранжировки.

Песок насыпается слоем 3 - 5смв подготовленный де­ревянный, фанерный ящик или в картонную коробку с прочным дном. В зависимости от величины цветов и соц­ветий применяют два вида укладки - соцветиями вниз и вверх. Анютины глазки, астры, ромашки, незабудки, лю­тики кладут в песок соцветиями вниз и засыпают песком немного выше их, следя, чтобы песок заполнил пустоты между лепестками и промежутки между бутонами. Стеб­ли, торчащие из песка, необходимо закрепить, используя переплетение натянутыми нитями, наложение ячеистой сетки или бумаги, которая прокалывается стеблями. Соц­ветиями вверх укладываются георгины, пионы, бархат­цы, розы, лилии и др. Для этого в дне коробки или ящика просверливаются или прокалываются отверстия, в кото­рые нужно вставить стебли приготовленных цветов. Ког­да все цветы укреплены, они засыпаются сверху до полного покрытия песком. Ящики с песком должны на­ходиться в сухом и теплом месте 2 - 3 недели. В первом случае цветы аккуратно вынимаются из песка, а во вто­ром - удаление песка происходит через отверстия, в ко­торых установлены стебли. Засушенные цветы можно хранить в тех же ящиках.

Смесь песка и буры в соотношении 2:1 или одну буру применяют для более быстрой сушки цветов. При этом способе используется та же тара, что и для песка, только слой буры может быть всего 20 см. Хорошо сушатся в буре анютины глазки, астры, гвоздики, дельфиниум, георги­ны, цветы чубушника, листья клена. Что касается сроков сушки растений, то, к примеру, бархатцы и циннии сох­нут 4 - 5 дней, лилии - 25 - 30 дней, листья клена - 2 - 3 дня, ромашка - 1 - 2 дня. Нельзя допускать передержки цветов в буре, в этом случае изменится их окраска и они станут более ломкими.

Для сушки нежных цветов светлых тонов рекоменду­ется применять манную крупу или кукурузную муку. Сушка цветов происходит так же, как описано выше, а крупы расходуется немного. Этим способом хорошо сушить розы, дельфиниум, ноготки, гвоздики, пионы, хризанте­мы.

Нежные цветы со сложным строением, такие как ли­лии, ирисы, ромашки, гладиолусы, рудбекии, циннии, можно засушивать в вате. Есть два способа такой сушки. Следуя первому, в листе фанеры, картона или оргалита делают отверстия, в которые вставляют приготовленные цветы. Под соцветия, между ними и на них укладывается вата. Сушка длится 15 - 20 дней.

Следуя второму способу, на листе фанеры или картона крепят картонные подставки, на которые укладывают цветки. Ватой заполняют все пустоты между листьями, в соцветии и венчике и кладут ее сверху. Для лучшей фик­сации цветков сверху натягивают марлю или капроновую сетку, можно капроновый чулок. После этого получив­шийся кулек должен находиться в теплом сухом месте 2 - 3 недели.

Сушка под прессом

Для составления небольших плоских композиций из редких цветов часто требуются сухие цветы, стебли расте­ний, злаки, листья. Чтобы получить необходимый плос­кий материал, для сушки растений используют пресс. Взяв гладкую фанеру или доску, на нее кладут 2 - 3 слоя газетной или промокательной бумаги, затем размещают цветы, стебли, листья, злаки и накрывают их такой же бу­магой, а сверху помещают фанеру или доску с грузом ве­сом 4 - 6 кг. Растения сушат 6 - 10 дней, ежедневно проверяя их состояние и заменяя бумагу, если она стано­вится сырой.

Быстро и эффективно засушить осенние листья, цвет­ки фиалки, акации вам поможет утюг. На ровную доску кладут 4 - 5 листов промокательной или газетной бумаги, на них раскладывают нужный для засушки материал. Сверху покрывают все газетным листом и проглаживают горячим утюгом. Утюг при этом надо не двигать, а осто­рожно прикладывать. Этим способом рекомендуется так­же пользоваться, если вы хотите сохранить яркий цвет осенних листьев.

Консервация при помощи глицерина

В водном растворе глицерина проводят консервацию растений для использования в аранжировках из сухих и живых цветов, листьев деревьев и кустарников и травя­нистых растений. Благодаря этому способу можно полу­чить эластичные и упругие листья темно-зеленого, темно-бордового или коричневого цвета с масляным блеском. Такой материал может сохранять свои качества в течение 2 - 3 лет.

Готовится нужный раствор из 1 части технического глицерина и2-3частей горячей воды и тщательно пере­мешивается. В раствор кладут листья, стебли и ветки с листьями и выдерживают их в нем 2 - 3 недели. Если дер­жать дольше, то повышается интенсивность окраски ма­териала. В растворе глицерина удачно высыхают растения, имеющие листья с мякотью, - брусника, бо­лотный ирис, ситник, дуб, магония, конский щавель, со-лидаго, свечи подорожника, камыш, рогоз, магнолия и другие.Таким способом можно засушить ветки дуба, ря­бины, барбариса, боярышника. Ранней осенью ветки срезают, моют, удаляют плохие листья, подрезают концы веток косым срезом под водой, а у толстых веток концы разбивают. После этих процедур ветки помещают на глу­бину 15 - 20 см в раствор 1 части технического глицерина и 3 частей воды, нагретой до кипения. Сверху ветки нак­рывают пленкой или полиэтиленовым пакетом - для уменьшения испарений, и оставляют в таком положении на месяц, регулярно подливая раствор до первоначально­го уровня и обновляя через каждые 3 - 5 дней срез, удаляя по 1 - 2 см. Ветки нужно держать в растворе до тех пор, пока листья не приобретут жирный блеск и эластичность и пока они не изменят свой цвет.

Перед тем как положить в глицерин ситник, растение протирают тряпкой и завертывают колбаской в газету. В том случае, если раствор впитается, надо развести его еще раз и повторить операцию.

В глицерине хорошо сушатся листья березы, барбари­са, клена, бука, можжевельника, форзиции, дикой ябло­ни, винограда, рододендрона и таких растений, как драцена, плющ, олеандр, аспидистра, камелия, ахмея и другие.

Некоторые растения, пропитываясь глицерином, ме­няют свои цвета и оттенки. К примеру, листья бука стано­вятся черными, эвкалипт - зеленовато-коричневым, маслина душистая, мушмула японская, падуб и магнолия становятся коричневыми.

Сушка в духовке

Цветы, листья, плоды выкладываются на противень, ставятся в духовку и сушатся с приоткрытой дверцей при средней температуре. За процессом такой сушки нужно постоянно наблюдать, так как ее длительность непосред­ственно зависит от вида растений. При высокой темпера­туре некоторые цветы могут сгореть.

Сушка в микроволновой печи

Процесс такой сушки занимает считанные секунды, поэтому по сохранению окраски растений ему нет рав­ных. Очень эффективно сушить таким способом травы и цветы серебристой окраски. Метод сушки растений в микроволновой печи достаточно новый, поэтому для него нет четких правил. Результат нередко получается при помощи экспериментирования.

Самым легким способом сушки в микроволновой печи является метод открытой сушки. При нем цветы выкладываются на нескольких слоях фильтровальной бу­маги или кулинарного пергамента, помещенных в печь. Ее включают на2 - 3 минуты на половинную мощность, потом растения вынимают и вешают за стебли дня на два. Метод открытой сушки подходит для растений с много­численными мелкими цветками - для гипсофилы, лаван­ды, золотарника, манжетки.

Растения с крупными цветами, такие как роза, тюль­пан, хризантема, анемон, фиалка, обрабатываются дру­гим методом - высушиванием в силикагеле. В отличие от описанного выше способа, прежде чем поместить расте­ния в осушитель, их ставят в сосуд с водой, чтобы они ею напитались, а их стебли укрепляют проволокой только после сушки. Контейнер с силикагелем и положенными в него цветами ставят в микроволновую печь вместе с чаш­кой, наполовину наполненной водой. Печь включают на полную мощность на 1 - 3 минуты, потом выключают, но не открывают, а достают цветы только через 30 минут.

Специальные приемы обработки

Нередко для того, чтобы сделать цветочные компози­ции более эффектными, пользуются необычными прие­мами отделки растительного материала. К таким специальным приемам относятсяследующие: кристалли­зация; эффект снега, инея, льда, сосулек; металлизация; отбеливание; окрашивание; скелетизация.

Кристаллизация

Нужно приготовить перенасыщенный раствор круп­ной поваренной соли (2:1), погрузить в него ветки, листья шишки или какой-либо другой выбранный материал и поставить на1-2суток. Когда на растении начнут обра­зовываться кристаллы, его вынимают и сушат. Размер кристаллов зависит от помола соли, не рекомендуется применять соль «Экстра». В том случае, если нужно до­биться результата быстрее, можно растительный матери­ал опустить в кипящий солевой раствор и сразу охладить или вынести на мороз. Кристаллы при желании можно получить не только белого цвета, но и синего, добавив в раствор медный купорос, и зеленовато-бурого, добавив железный купорос. Такой способ «засаливания» в кипят­ке подходит только для тех растений, которые не сварят­ся при высокой температуре, среди них: плотные ветки деревьев и кустарников, плоды, шишки, сухие зонтики борщевика.

Для кристаллизации трав нередко используется раст­вор квасцов - 500 г на 1 л воды. Сухие травы предвари­тельно надо связать в пучки, вскипятить раствор и облить им травы. После этого их сушат 12 часов. Квасцы, осты­вая, на поверхности растений образуют кристаллы.

Эффект снега

Способ подходит для хвойных веток и шишек. Их на­мазывают канцелярским клеем, а потом опускают в поли­этиленовый пакет, в котором заранее натерли пенопласт. Можно намазанные клеем участки просто обсыпать мел­кой солью. При высыхании лишний пенопласт или соль стряхивают. Такие «снежинки» можно заменить натер­тым парафином.

Эффект инея

Смазанные клеем ветки осыпают смешанными между собой тонкими полосками (2х20 мм) папиросной бумаги и целлофана.

Эффект льда, сосулек

Такое впечатление создает высохший на ветках сили­катный клей. Его нужно наносить в несколько этапов и обильно, давая каждому слою подсыхать. В результате по­лучается стекловидная прозрачная пленка с округлыми краями, а иногда и с подтеками.

Металлизация

Подготовленные части растений окрашивают смесью из клея ПВА и бронзового порошка. Другой способ зак­лючается в том, что растительный материал обмакивают в лак, а потом опыляют серебряной или бронзовой крас­кой.

Если в композиции нужны серебряные или золотые пятна, части растений покрывают бесцветным или чер­ным нитролаком и пока поверхность не высохла на нее тампоном наносят серебряную или золотую пудру.

Для того чтобы отбелить срезанные злаки, их выстав­ляют на солнце и выдерживают там длительное время. В результате растения приобретают белесый с теплым от­тенком цвет. Также можно приготовить двухпроцентный раствор хлорной извести или соды, вылить его в сосуд с поставленными в него растениями и плотно закрыть крышкой. В таком положении растения нужно выдер­жать при комнатной температуре 4 - 5 дней. После этого раствор слить, а ставшие белыми с немного голубым от­ливом растения высушить в подвешенном состоянии.

Окрашивание

К этому методу прибегают, чтобы изменить цвет рас­тения, получить более насыщенный или освежить его. За­сушенное растение частично или целиком можно окрасить при помощи пульверизатора, аэрографа или

Отбеливание баллончика с нитроэ­малью. При опрыскива­нии растений их рекомендуется поместить в коробку с одной откры­той стороной, чтобы при распылении брызги ис­пользуемой краски не попали на другие предметы (рис.76). 

Для окрас­ки используют также чернила, гуашь, анилиновые и пищевые красители. После покраски растение нужно слегка промыть в воде и просушить.

Если нужно окрасить растение целиком, его опускают в емкость с раствором анилинового красителя. Стебли перед окраской необходимо промыть горячей водой со стиральным порошком.

Кисти белой сирени можно окрасить в нежно-розо­вый, голубой, золотисто-желтый, карминно-красный цвета. Для этого конец стеблей расплющивают молотком и ставят ветки с цветками на два часа в сосуд с подкра­шенной нужным цветом водой. После окрашивания кис­тей растения ставят в чистую воду.

При желании можно подкрасить отдельные участки на растении, чтобы получить оригинальные цветовые пятна. Делается это мягкой кисточкой с использованием упомя­нутых ранее чернил, гуаши или анилиновых красителей.

При окрашивании твердого материала, к примеру ко­робочек мака, льна, их сначала покрывают гуашью, в ко­торую для закрепления красочного слоя добавляют клей ПВА. Чтобы получить белый и пастельный тона, пользу­ются водоэмульсионной краской с добавлением гуаши, но уже без клея.

Разноцветными можно сделать метелки злаковых и других растений. Для этого сначала их моют в горячей воде, а затем обесцвечивают в течение 10 - 12 часов в рас­творе хлорной извести (3 столовые ложки на 1 литр воды). Затем обесцвеченные метелки моют в холодной воде, дают ей стечь и помещают растения в горячий раствор анилинового красителя до получения нужного цвета. После этого процесса метелки подвешивают на сутки, а потом ставят в сосуд, чтобы они полностью высохли.

Для обработки крупных растений, гипсофилы, ко­лосьев пользуются аэрозолями для ухода за кожей или подкраски автомобилей. При этом растения могут стоять в букетах.

Скелетизация

Иногда в аранжировке требуются ажурные, просвечи­вающие насквозь листья, используемые в букетах-фанто­мах («призраках»). Эти букеты были популярны в прошлом веке в Англии, их основу составляли нежные, как бы кружевные листья, просвечивающие насквозь. На самом деле из листьев были удалены все мягкие ткани и оставалась только сеть разветвленных жилок. Такие буке­ты еще назывались «букетами-призраками».

Наиболее подходят для скелетизации листья виногра­да, плюща, бука, тополя. Их необходимо сорвать в теплую сухую погоду и положить в воду на2-3 недели. За это время мякоть листьев разрушится и отслоится и остается лишь «скелет» из жилок листа. Его промывают в проточ­ной воде и сушат. Полученные таким образом скелетики склеивают с травинами или стеблями с помощью капелек клея или пластилином, а потом используют в композици­ях.

Засахаривание

С помощью белка и сахара можно законсервировать цветы и плоды. Для этого берут 500 г сахарной пудры, 3 белка, 3 столовые ложки воды и примерно 20 сухих чис­тых цветов со стеблем длиной 3 см. Белки и воду вылива­ют в емкость и размешивают вилкой так, чтобы не образовалась пена. Емкость при этом должна быть такой глубины, чтобы можно было легко окунуть в содержимое подготовленные цветы. В миску насыпают сахарную пуд­ру, цветок окунают сначала в белок, следя за тем, чтобы он был весь смочен, затем в цветок насыпают пудру, а уже потом осторожно обваливают его в ней весь. Такую про­цедуру после высыхания белка рекомендуется повторять несколько раз. Таким способом можно обрабатывать не только цветы, но и фрукты. Чтобы растения хорошо про­сохли, их подвешивают за стебли в сухом помещении и через 3 - 4 дня они выглядят как будто из пергамента. Та­кие оригинальные цветы и фрукты используют не только в аранжировках, но и нередко украшают ими кондитерс­кие изделия. Методом засахаривания можно обрабаты­вать розы, ромашки, анютины глазки, фиалки, мяту, мелиссу, а также виноград и вишню.

Восковые цветы

Чтобы получить цветы, устойчивые к влаге, нужно растопить остатки старых белых свечей и окунуть в полу­чившуюся массу живые цветы. Затем цветы в воске сразу окунают в миску с холодной водой. Полученные таким образом растения можно использовать в композициях для ванных комнат.

Укрепление стеблей

При составлении композиций из живых цветов прово­лока бывает нужна в основном для укрепления мягкого или полого стебля. Чаще метод крепления стебля с по­мощью проволоки применяется при составлении аран­жировок из сухих цветов. В этом случае растения наращивают, укрепляют, заменяют их стебель, используя при этом проволоку и разнообразные методы ее крепле­ния.

Перед сушкой некоторые растения с коротким или слабым стеблем рекомендуется прикрепить к искусствен­ному стеблю. К примеру, так поступают с гелихри-зумом, его заранее наса­живают на проволоку. Для этого проволокой протыкается основание цветка, верхний ее конец загибается крючком. За­тем проволоку нужно по­тянуть вниз, пока крючок весь не войдет в сердце­вину цветка ( рис. 77).

Некоторые мелкие растения, которые ис­пользуют в аранжировках из сухих растений, пред­варительно связывают в букетики, чтобы их легче было устанавливать. Для связывания таких букети­ков используется прово­лока среднего сечения. В этом случае несколько растений надо собрать в букет, подровнять у них внизу стебли и параллель­но им расположить отре­зок проволоки. Затем согнуть проволоку и зак­рутить вокруг стеблей, а излишек ее отрезать (рис. 78).

При некоторых спосо­бах сушки (о них будет сказано ниже) у растений полагается оставлять сте­бель длиной 2,5 - 5 см, поэ­тому в последствии такой стебель необходимо нарас­тить. Делают это при помо­щи проволоки среднего или большого сечения. Для это­го к стеблю цветка прикла­дывается отрезок такой проволоки, и они связыва­ются вместе тонкой прово­локой (рис. 79).

После сушки полые стебли при необходимости можно нарастить, вставив в их сердцевину проволоку и протолкнув ее до основа­ния цветка или семенной коробочки (рис. 80).

Нередко стебель бывает полностью из проволоки и, чтобы его задекорировать, применяют специальную ленту зеленого или корич­невого цвета. Она прижи­мается к основанию цветка, стебель поворачивают вок­руг оси и лентой оборачива­ют его под углом. После того как стебель до конца обмотан, ленту обрезают и зап­равляют ее конец (рис. 81).

Цвет растений после сушки

Некоторые растения, используемые в зимних аранжи­ровках, хорошо сохраняют свой цвет после естественного высыхания. Зная, какой цвет сохранит то или иное расте­ние, можно заранее подготовить материал нужной цвето­вой гаммы. Далее приводится таблица цветов и оттенков, которые получаются в результате засушивания опреде­ленных растений и их частей.

Цвета и оттенки

Растения

белый, матовый

аммобиум, акроклиниум, гипсофила многолетняя, кермек, тысячелистник; ива (почки), тополь белый (листья)

серебристо-белый, шерстистый

зайцехвост (лагурус), по­лынь (артемизия), стахис, сушеница

серебристо-белый, шелковистый

гелихризум, лунария, пам­пасная трава, пушица

серебристо-белый, искрящийся

клематис (прямой, цельно-листный), ковыль, мискан-тус, сон-трава; козья ива (почки, цветки)

светло-кремовый

астильба (некоторые сорта), мускари (семенные коро­бочки)

светло-кремовый с желтым оттенком

хлебные злаки, луговые и садовые злаки осеннего цве­тения, луки (соцветия)

бело-розовый

акроклиниум, гелихризум, гортензия метельчатая, лук-порей

желтый

гелихризум, кермек одно­летний, лютик (махровый и немахровый), пижма, ро­машка (сердцевины), тыся­челистник таволговый; листья клена обыкновенно­го, береза, ива

оранжевый

гелихризум, физалис, цело-зия; облепиха, рябина

красный

целозия, ягоды спаржи, бар­бариса, боярышника, ши­повника, сладко-горького паслена, ягодной яблони;

клен (гиннала, обыкновен­ный), осина

малиновый

амарант

светло-сиреневый

астильба, гелихризум, кер-мек (широколистный, татарский)

лиловый

гомфрена, лиатрис

ярко-фиолетовый

кермек однолетний

синий с металлическим отливом

синеголовник, мордовник

светло-коричневый

астильба; листья дуба и магнолии

коричневый

рогоз, камыш, конский ща­вель (осенний), осока, час-туха, гайлардия, рудбекия, коробочки ириса и пиона, папоротник страусник (осенние листья)

темно-коричневый

ольха (ветки)

черный

пижма, полынь; ветки лист­венницы, дуба, липы; плоды терна, бузины, кизильника, черноплодной рябины

серебристо-черный

тростник

зеленый

конский щавель (летний), злаки садовые и полевые (весенние)

Уход за сухими букетами

Со временем композиции из сухих цветов, безусловно, теряют свой первоначальный вид - покрываются пылью, блекнут. Против пыли можно использовать простую кис­точку и с ее помощью на свежем воздухе аккуратно смах­нуть пыль с сухих растений. После удаления пыли старые букеты можно освежить, если обильно опрыскать их ла­ком для волос или просто прозрачным лаком. Также ожи­вить композиции можно при помощи опрыскивания находящихся в них растений спреем серебряного, золото­го, голубого или красного цвета. Обрабатывать элементы композиции можно в собранном виде или разобрав осто­рожно по частям, а затем снова соединив вместе.

Зимний букет

К зимнему букету в первую очередь можно отнести но­вогодний букет. Создание такой новогодней цветочной композиции очень интересное и благодарное дело, ведь она должна не только подчеркивать праздничное настро­ение во время всеми любимого Нового года, но и напоми­нать о природе, о цветах, а иногда даже заменять собой традиционную новогоднюю ель. Правда, для создания зимнего букета понадобятся некоторые специальные на­выки, следование определенным правилам и умение сво­евременно подготовить растительный материал.

Основные принципы установки

Выбор средств

При выборе средств композиции и ее установке жела­тельно следовать определенным методам:

1) объединение материала по форме, цвету, ассорти­менту;

2) показ наиболее значимой общей особенности;

3) использование контрастов, дающих жизнь компо­зиции.

Закон ограничения

Соблюдение этого закона не значит, что в композиции должно быть использовано всего несколько видов мате­риала и мало деталей. Просто материал и детали нужно подбирать так, чтобы они, объединяясь, создавали опти­чески законченные группы. К примеру, цветовая группа может включать в себя материалы и детали одного цвета: красные свечи, красные перцы и окрашенные в красный цвет растения. Ассортимент растений и количество час­тей композиции может быть разным, но следует избегать использование одинаковых деталей разных форм. Нап­ример, лучше не брать шишки шести различных форм, а воспользоваться двумя-тремя контрастными формами.

Основа зимнего букета

Основой этой композиции является неравносторон­ний треугольник. Соединение общих черт в композиции влечет за собой повторение однородного материала. Та­кие группировки одного рода должны повторяться, как правило, три раза. Фигура неравностороннего треуголь­ника помогает найти в композиции объединение одно­родного начала (рис. 82).

Самых значимых и эффектных предмета в новогодней композиции всегда три. К примеру, это может быть три группы красок - красная, зеленая и коричневая. При этом зеленый цвет дают сосна, ель, пихта, эвкалипт; крас­ный цвет - свечи, декоративный перец, ленты, шнуры; коричневый цвет - шишки хвойных пород, а также ори­гинальные ветки и плоды.

Членение материала

Для того чтобы достичь декоративного эффекта ком­позиции, выбранный материал необходимо устанавли­вать не единично и не смешанно, а объединяя в своеобразные группировки (рис. 83).

Рис. 83

Свободное пространство

Иногда в новогодней композиции материал ставится слишком плотно, тем самым теряется привлекательность отдельных ее частей. Поэтому между отдельными груп­пировками нужно оставлять свободное пространство.

Значимость группировок

Необходимо подчеркивать различие отдельных груп­пировок по своему значению. Главную роль в новогодних композициях, как правило, играют свечи, поэтому их ус­танавливают на главной оси - наиболее почетном месте в такой композиции. Остальные элементы как бы допол­няют основную группировку, при этом они также имеют определенную значимость относительно друг друга.

Пространство и объемность

В новогодней композиции нужно следить за тем, что­бы пространство было полностью использовано и взгляд не наталкивался на «заднюю стену». Поэтому группиров­ки размещают во всех направлениях: спереди и сзади, справа и слева, вверху и внизу.

Композиции нередко размещаются на плоских осно­ваниях - керамических тарелках, деревянных и плетеных подставках, стеклянных пластинах. В этом случае можно сделать ее выше, используя для крепления растительного материала оазис, пиафлор, пенопласт. Увеличение высо­ты новогодней композиции позволяет использовать в ней ниспадающие и свисающие в разные стороны ветки, что делает ее объемной.

Оптическое равновесие

Его соблюдение в новогодней композиции делает ее уравновешенной со всех сторон. Нужно помнить, что не должна быть нагружена одна из сторон композиции силь­нее, чем другие.

Следование естественному росту

Весь используемый в новогодней композиции расти­тельный материал должен размещаться в том же направ­лении, что и в природе. Поэтому ветки, цветы, плоды нужно устанавливать так же, как они росли бы в естест­венных условиях.

Залог успеха

Создать удачную новогоднюю композицию только с помощью подручных средств, вида установки и прора­ботки деталей недостаточно. Все эти вещи должны быть тщательно продуманы и осмыслены. Только синтез раци­ональности, чувства, опыта и радости творчества может помочь в создании незабываемой композиции.

Композиции из сухих растений

Здесь мы поговорим о многообразии растений, ис­пользуемых в композициях из сухих цветов, расскажем об их декоративных особенностях и возможностях.

При создании зимних букетов используются хвойные ветки, шишки, сухие цветы. Могут включаться в такие композиции и живые цветы, ведь некоторые горшечные растения цветут именно зимой, к примеру, цикламен, бе­гония, стрелиция, антуриум. Их также нередко использу­ют в зимних букетах. Не стоит забывать и о цветах, продающихся в цветочных магазинах. При использова­нии в новогодней композиции живых цветов их помеща­ют в маленькую вазочку, пробирку или пузырек с водой, маскируя его среди зелени или шишек.

Хвойные ветки пе­ред включением в зимний букет необхо­димо промыть холод­ной водой, удалить с них пожелтевшие и обломанные иголки.

Чтобы шишки были раскрыты, их рекомендуется по­держать над паром или горячей электрической плиткой, а если нужно, чтобы они дольше не раскрывались в теплой комнате, ихобрыз-гивают лаком для волос. Для крепления шишек использу­ют проволоку, толщина которой зависит от размера шишки. При этом шишки нужно обмотать проволокой, продев ее через нижние чешуйки и закрутив один ее ко­нец вокруг другого (рис. 84).

Если вы решили использовать в композиции грецкие орехи, их для удобства рекомендуется сначала закрепить

на проволоке. Нужно взять проволоку дли­ной 4 см и на ее конце сделать крючок. С по­мощью иглы в глазке ореха сделать отверс­тие, прямой конец проволоки обмокнуть в клей и вставить в отверстие (рис. 85).

Подготовленные таким образом орехи можно исполь­зовать не только в новогодних композициях, но и делать из большого их количества венки, букетики и даже пира­миды, прикрепляя орехи на подготовленную основу.

Часто в композициях используют свечи. Если свечу насаживают на проволоку, конец проволоки рекоменду­ется нагреть горящей спичкой или подержать в горячей воде. Можно насадить свечку на проволоку другим спо­собом. Для этого толстую проволоку сгибают с помощью пассатижей и придают ей форму шпильки для волос. За­тем согнутую часть нагревают над огнем и вставляют ее в свечку так, чтобы концы проволоки торчали из свечки на 4 см (рис. 86).

В даль­нейшем с помощью этих концов свечу бу­дет легко закрепить на нужной основе.

Настольные ново­годние композиции могут быть совсем простыми. К примеру, для праздничного сто­ла можно взять поднос, плоскую вазу или боль­шой праздничный бо­кал и поместить в выбранный сосуд нес­колько веточек ели, кипариса, сосны или туи и добавить к ним шары, конфе­ты, хлопушки. Также можно использовать в композициях сухоцветы или живые цветы.

Украшением стола могут стать миниатюрные компо­зиции из небольших веточек и маленьких свечек, укреп­ленные на ветках или в раковинах. Можно сплести и положить на скатерть маленькие гирлянды из хвои.

Венки

Существует несколько вариантов основ для венка: проволочные круги, сплетенные прутья, смотанная в нес­колько раз упаковочная проволока, солома или листья кукурузы, масса для накалывания цветов или специаль­ные кольца из пенопласта (рис. 87).

Подготовленные букетики, отдельные цветы, плоды, ветки, шишки закрепляются на выбранной основе с помощью проволоки, булавок, шпагата или скоб.

К примеру, зимний венок можно сплести на основе толстой проволоки, соломы или ивовых прутьев, соединенных в кольцо и обмотанных толстой зеленой тканью или мхом. Хвою необходимо нарезать маленьки­ми веточками и закрепить их рядами вокруг основы с по­мощью крепких ниток или проволоки так, чтобы концы веток предыдущего ряда закрывались вершинками веток другого ряда.

По такой же технологии можно сплести венок из од­них шишек, используя для этого шишки разных пород хвойных деревьев.

При использовании кольца из пенопласта его надо сначала обвить зеленой креповой бумагой. После этого отдельные части будущего венка вставляются в основу с помощью булавок или вклеиваются в заранее сделанные отверстия.

Гирлянды

Основу для гирлянды можно изготовить из того же ма­териала, что и для венка: из проволоки, соломы, листьев кукурузы, ивовых прутьев. Основа обматывается мхом или тканью нужного цвета, а необходимый растительный материал - хвоя, шишки, букетики сухих растений, се­менные коробочки, орехи - закрепляются на ней также, как и на основе для венка.

Можно сделать гирлянду другим способом, используя в качестве основы мох сфагнум. Его нужно закрутить в трубку и обернуть мелкоячеистой сеткой, закатывая мох в середину, перекрывая длинные края и скручивая свобод­ные концы проволоки сетки, чтобы получилось основание цилиндрической формы (рис. 88).

Концы основания укрепляются проволокой и при желании оставляются концы проволоки или петли для подвешивания будущей гирлянды. Полученная основа является достаточно гиб­кой, и ей можно придать любую необходимую форму. Для такой гирлянды подбирается достаточное количество вы­сушенного растительного материала, чтобы закрыть им полностью сетку и мох основы. Веточки ели, самшита или плюща можно положить вдоль основы и прикрутить проволокой. Крепление начинают с конца, продвигаясь к середине основы, перекрывая используемые веточки хвои или другого материала по длине гирлянды. Таким образом, получается зеленая основа из хвойных веточек или засушенных в глицерине листьев. После этого можно добавить подготовленный растительный материал: буке­тики цветов, шишки, орехи, семенные коробочки, сно­пики трав и т. д. Короткие веточки крепятся к гирлянде шпильками или кусочками проволоки, согнутыми попо­лам. Орехи, шишки укрепляются проволокой так, чтобы у них образовался стебель. Для этого проволоку можно приклеить к нужному материалу, вставить в него или об­вить, а уже потом полученный любым способом стебель нужно прикрепить к сетке основы. К примеру, к шишке проволоку крепят, прокладывая через нижние чешуйки, а затем ее концы скручивают. Для такой гирлянды не реко­мендуется брать слишком тяжелые плоды.

Сердца

Форму для сердца можно выгнуть из проволоки, сплести из соломы или сделать из пенопласта. В любом случае техника выполнения и используемые средства для закрепления на основе используемого растительного ма­териала те же, что и для венка. Сердце из соломы можно украсить еловыми веточками, пучками самшита или дру­гих растений. Как дополнительные элементы подойдут позолоченные или посеребренные шишки, маленькие колокольчики, яблочки, ленты и др.

Шары и пирамиды

Композиции такой формы имеют одинаковый каркас, в качестве которого используется масса для накалывания цветов (пиафлор), пенопласт или монтажная пена. Блоки массы или пенопласта закругляют по углам и оборачива­ют пластиковой или проволочной сеткой. Если вы ис­пользуете для композиции шишки или веточки, проволоку на этот материал накручивают заранее, на каждый элемент в отдельности или собрав их в пучки. За­тем все детали вставляются в шар сверху вниз. Растения и ветки, имеющие крепкий стебель, хорошо втыкаются и без проволоки. Рекомендуется дополнительно все эле­менты закреплять с помощью металлических шпилек или пользоваться быстро сохнущим клеем.

Оригинальный новогодний шар выполняют из мно­жества шишек лиственницы, которые вставляются в го­товую форму накрученной на них проволокой. Эту композицию можно дополнить еловыми веточками, су­хими цветами, лентами, бантиками. Новогодний шар, в зависимости от его размера, помещают на елку или веша­ют отдельно как украшение.

Если вы хотите сделать подвесной шар, нужно взять проволоку, согнуть и вокруг нее завязать ленту, затем проволоку необходимо глубоко воткнуть в основу шара, чтобы его можно было надежно повесить за прикреплен­ную к ней ленту.

Такой подвесной шар можно выполнить из любых су­хих трав и цветов. К примеру, в шар-основувставляютро-зочки, стебли которых обрезаются до 3 - 4см. Получается шар из роз. Если насадить такой шар на палку и вставить ее в горшок, можно получить оригинальное розовое дере­во.

Шар легко сделать из шишек лиственницы, на кото­рые предварительно накручена проволока.

Для изготовления пирамиды также используют раз­ный природный материал, подготовив сначала основу пирамидальной формы. Новогоднюю пирамиду можно выполнить из шишек, скорлупок орехов, плодов шипов­ника, красных бантиков или лент. На вершине такой пи­рамиды крепится с помощью воска красная свеча. В подготовленный конус вставляются шишки лиственни­цы и скорлупки орешков с накрученной на них проволо­кой, а между ними помещается дополнительный материал. Такая пирамида может даже выполнять роль новогодней елки.

Основой такой новогодней композиции служит ябло­ко. В него вставляются хвойные веточки, сухоцветы, шишки, свечки (рис. 89).

Из таких небольших компози­ций при желании можно составить более сложную - «рождественскую пирамиду», соединив между собой украшенные яблоки с помощью деревянных или пластмас­совых палочек или спиц.

Яблочная пирамида

Рождественская пирамида из хвои

Эта композиция настольная и собирается на специ­альной подставке, вырезанной из полистирольного пе­нопласта в виде столбика. Длина такого столбика должна быть равна длине самой изготавливаемой пирамиды. По­том нужно вырезать из любого прочного материала круги разного диаметра. Их крепят горизонтально на столбике (как детская пирамидка) через равные промежутки. Меж­ду закрепленными кругами в пенопласте шилом делают отверстия, в которые вставляют предварительно нама­занный клеем любой декоративный материал - хвойные веточки, шишки, сухоцветы, орехи и др.

Крэс, коса, венок

Крэс - это подвесная композиция шарообразной фор­мы, представляет собой имитацию светильника. Для ее выполнения нужно взять кусочек пиафлора, пенопласта или очищенного сырого картофеля и ставить в выбран­ный материал, соблюдая одинаковые расстояния, снача­ла головки сухоцветов, потом колосья злаков и трав. Если вы используете оазис, пиафлор или пенопласт, перед ус­тановкой в него кончики стеблей растений нужно нама­зать клеем, если используете картофель, клеем пользоваться не надо, так как картофель, высыхая, сжи­мается и закрепляет стебли в отверстиях. Размещая рас­тительный материал, сначала крепят самые короткие элементы, а затем более высокие. Отверстия в материале для крепления предварительно прокалывают шилом, а сам материал подвешивают к потолку или к стене с по­мощью ленты, тесьмы или бечевки.

Другим вариантом подвесной композиции является коса, сплетенная из соломы или листьев рогоза. Расти­тельный материал необходимо размочить в горячей воде, очистить, сделать на утолщенной стороне петлю и сплес­ти в косу. Сплетенную косу украшают сухоцветами, лу­ком, чесноком, перцем, початками миниатюрной кукурузы, декоративной тыквой, колосьями злаков, лен­тами - все зависит от вашей фантазии. Весь декоратив­ный материал закрепляют на проволоке и вставляют в косу между «прядями», закрепив потом с обратной сторо­ны.

Если такую сплетенную косу свернуть в круг, получит­ся венок, который, можно использовать в качестве под­весной композиции, предварительно также украсив.

Многие композиции подвешивают к потолку, люстре, крепят на стене. Основой такой подвесной композиции могут служить деревянные обручи или обручи из прово­локи, обмотанные фольгой или лентой. На верхнем из них укрепляют свечи, веточки хвои, ленты, серпантин. Обручи можно расположить вертикально, скрестив меж­ду собой и получив в результате шар. Те места, где обручи перекрещиваются, украшаются ветками, свечами, шара­ми, бантами и др. Такие композиции подвешивают на длинной тесьме к потолку или люстре.

Цветочный коктейль

В стеклянный сосуд любой формы ставятся головки сухоцветов, шишки, орехи, веточки вечнозеленых расте­ний. Такую композицию можно дополнить яркой лентой.

Японская композиция «семь цветов осени»

В ней используется семь видов лесных или полевых растений разного цвета. Их размещают в плоской вазе, в тарелке или в плетеной емкости, используя кензан. Тра­вы собираются в пучки по видам. В центре композиции ставят самый высокий красивый и пышный пучок, а вок­руг него крепят пучки остальных трав меньшей высоты.

Высота каждого такого пучка должна быть ниже преды­дущего не менее чем на 1/7 часть.

Бидермейер из сухоцветов

Такая форма букета наиболее часто применяется в аранжировках из сухих цветов. Маленькие цветы или плоды собираются в букетики, которые обвязываются проволокой. За счет этого длина стеблей выравнивается. Далее букет составляется по тому же принципу, что и бу­кет этого стиля из живых цветов (см. «Современный за­падноевропейский букет»). Необходимо наличие осо­бенно красивого цветка, который помещают в середине, а затем крепко привязывают друг к другу пучок за пучком, ряд за рядом, равномерно переходя от одного вида ис­пользуемых цветов к другому. Каждый последующий ряд нужно опускать на несколько сантиметров вниз, форми­руя тем самым легкую округлость. Новый пучок рекомен­дуется прикручивать проволокой один раз, чтобы не получился слишком толстым черенок букета. В этой ком­позиции также можно использовать кружевную манжет­ку и ленту, которые скроют места креплений и дополнят букет этого стиля. В том случае, если букет в стиле бидер-мейер поместят в вазу, эти аксессуары можно не исполь­зовать.

«Стоячий» букет

Этот букет может стоять на столе без горшка и вазы за счет того, что стебли растений, из которых он составлен, подрезаны неодинаково и соединены особым способом. Букет можно сделать из сухих растений. К примеру, «сто­ячий» букет из роз, букетиков душицы, завязанный лен­той длиной 1 м.

Стебли роз необходимо подготовить, отрезав на 3/4 их длины колючки и листья. Из подготовленных роз и души­цы составляют букетики и кладут их так, чтобы можно было взять одной рукой. После этого берут в руку один букетик и последовательно прибавляют к нему по букети­ку, располагая их по спирали друг за другом. Цветы с бо­лее короткими стеблями необходимо расположить с внешнего края букета. Все букетики соединяются клей­кой лентой или проволокой. Сверху все погрешности де­корируются лентой, ею завязываются стебли и делается красивый бант. Чтобы букет был устойчив, стебли снизу нужно подрезать.

Снопы

По тому же принципу, что и «стоячий» букет, изготав­ливают миниатюрные снопы для украшения кухни или загородного дома. Для снопа нужно подготовить четыре пучка - пучки колосьев пшеницы, ячменя или декора-тивныхтрав. Сначала берут один пучок и плотно связыва­ют под колосьями проволокой. Стебли следующего пучка кладут поверх первого так, чтобы верхушки колосьев на­ходились немного ниже верхушек первого пучка. После этого нужно опять под колосьями туго завязать проволо­кой. Третий и четвертый пучки соединяют с первыми двумя в такой же последовательности и также завязывая их под колосьями, чтобы стебли расходились в стороны. После этого стебли внизу надо подровнять, а вокруг гото­вого снопа завязать декоративный шнурок или веревку. Сноп хорошо будет стоять на ровной поверхности стола или буфета.

Букет в сосуде

Для создания такого букета понадобится масса для крепежа сухих цветов: оазис, пиафлор или пенопласт. Форма аранжировки зависит от сосуда. Она может быть круглой, треугольной, свободной. Материалом для ком­позиции служат различные травы, цветы, ветки, сочетаю­щиеся по цвету, скрепленные в пучки орехи, шишки и другой растительный материал. Поместив в сосуд массу для закрепления цветов, ее можно покрыть мхом, травой или другим мелким, невысоким материалом, таким, как плющ, трава, кермек, который играет роль основы и в то же время декорирует крепеж. Далее при помощи отдель­ных ярких цветов определяются доминирующие точки, потом между ними разнообразным растительным мате­риалом заполняются промежутки.

Строить такую композицию можно с середины, зак­репляя в ней один цветок или колос, который будет опре­делять высоту композиции. После этого вокруг серединного элемента группируют остальные (рис. 90).

Для такого букета можно использовать лу-нарию, лаванду, ко­шачьи лапки, коробочки мака, качим метельча­тый. Оригинальный бу­кет в старом горшке получается из колосьев ячменя и пшеницы, ко-робочеккалендулы, пло­дов шиповника, цветов кукурузы, розы, лаванды, из рябины, хвоща, еловыхшишек, каштана.

Корзинки с цветами

Такие композиции делаются с использованием оази­са, пиафлора или другого материала. Выбранный матери­ал вырезается по форме корзинки, вставляется в нее. Затем в подготовленную основу втыкаются сухие расте­ния: травы, веточки, цветы, плоды и т. п. Корзинка может быть выполнена к любому празднику: новогоднему, осеннему, летнему и весеннему - все зависит от типа и ас­сортимента растительного материала, в ней использован­ного.

Оригинальная декоративная корзинка делается с ис­пользованием связанных проволокой небольших букети­ков лаванды, роз, душицы и других растений, по вашему выбору. В подготовленной корзинке помещают оазис или другой материал, который прикрывают мхом и проволоч­ной сеткой. Затем в готовую основу вставляют букетики цветов (рис. 91).

Рис. 93

Назад в Оглавление книги


← Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники   Сценарии праздников, свадеб, торжеств, корпоративов →