Искусство флоризма

Статьи


В этой главе мы расскажем об особом виде прикладно­го творчества, который в обиходе называется флористи­кой («флос» - цветок). Правда, необходимо отметить, что в научной сфере флористика - наука, связанная с изуче­нием и систематизацией видов растений, растущих на планете. Здесь мы не будем останавливаться на глобаль­ных проблемах, связанных с многообразием раститель­ного мира, а уделим должное внимание искусству создания уникальных работ из простого природного ма­териала.

Неисчерпаемым материалом, служащим для ориги­нальных, необычных по технике исполнения работ, мо­гут быть цветки, соцветия, листья деревьев и кустарников, пух, травянистые растения и их части, засу­шенные плоско или объемно.

Любители природы и декоративного искусства умеют подмечать оригинальные формы растений, причудливые расположения стеблей, веточек, листьев и соцветий, а также обращать внимание на ажурный рисунок листьев, их бархатистость, необычный цвет. Все эти особенности растительного материала с успехом можно использовать в создании уникальных работ. Безусловно, мало найти интересный материал, его нужно должным образом засу­шить, чтобы сохранить некоторые свойства, необходи­мые для создания неповторимой композиции.

Такими композициями могут быть необычные карти­ны: пейзажи, натюрморты, портреты, миниатюры и т. д. Эти произведения как бы созданы природой и растения, использованные в них, приобретают тем самым вторую жизнь. Эти работы издалека напоминают акварель, но, если смотреть на них с близкого расстояния, становится видно, что созданы картины из листьев, лепестков, сте­бельков, соцветий, целых засушенных растений. В об­щем, художник-флорист может использовать в своих произведениях любой заинтересовавший его природный материал, все зависит только от его творческой фантазии, умения обращаться с растениями и от определенных про­фессиональных навыков. Далее мы остановимся на неко­торых секретах этого мастерства.

Заготовка сырья

Собирать природный материал можно в любое время года и в любом месте. В лесу наибольший интерес предс­тавляют папоротники, мхи, пролески, ландыши; вдоль склонов - иван-чай, цикорий, гвоздики, донники; на пустырях - пастушья сумка, спорыш, тысячелистник, полынь, лопух, крапива, осот, злаки.

Перед тем как отправляться на сбор растений, необхо­димо приготовить побольше сложенных вдвое газет и вложить их в специальную папку или между двумя фанер­ками, связанными толстой веревкой.

Собирать растения можно только в сухую погоду, что­бы на их частях не оставалось влаги от росы или дождя. В противном случае после просушки в таких местах образу­ются бурые пятна. При сборе некоторых растений необ­ходимо учитывать особенности их развития, чтобы после высушивания не рассыпались их цветки. К примеру, в первое утро цветения нужно собирать шиповник, лен, мак; в первый день цветения - подсолнечник, гайлар-дию; во второй день цветения - ромашку, василек. Соц­ветия таких растений, как георгин, цинния, тагетис, срывают при полном роспуске всех язычковых лепест­ков; соцветия дельфиниума - при распускании кисти на две трети.

Заготавливаемые растения условно делятся по цветос-тойкости на три группы : устойчивые, среднестойкие и неустойчивые, сохраняющие свой цвет недолгое время. Приведем их примеры:

1) устойчивые - маргаритки, астры, гладиолусы, геор­гины, васильки, пионы, сциллы;

2) среднестойкие - ромашки садовые, бархатцы, тюльпаны, жасмин, черемуха;

3) неустойчивые - ноготки, анютины глазки, лютики, флоксы, настурции.

При заготовке растительного сырья нужно помнить, что у молодых цветков и соцветий более устойчивая ок­раска. Вообще, чем больше у вас будет подготовлено ма­териала разной окраски и формы, тем больше возможностей будет в создании цветовой гаммы будущей композиции. Кстати, в некоторых из них с успехом ис­пользуются яркие осыпавшиеся лепестки тюльпанов, роз, пионов. Можно собирать и осенние листья, сразу очистив их мокрой ваткой от грязи и пыли, а успевшие подсохнуть, нужно увлажнить. При сборе листьев лопуха или других растений с толстыми мясистыми жилками нужно пользоваться скальпелем и сразу жилки срезать.

При сборе пуха от пушицы, тополя, иван-чая, одуван­чика, мать-и-мачехи, осота нужно очистить волоконца от примеси мусора и семян и уложить все в коробку или па­кет.

Безусловно, необходимо помнить о бережном отно­шении к окружающей нас природе, разумно подходить к сбору растений и, конечно, не заготавливать те виды, ко­торые занесены в Красную книгу.

Засушивание растений

Основные способы консервации растений описаны в отдельной главе этого издания (см. стр. 270). Здесь мы коснемся только некоторых методов и особенностей, свойственных подготовке растительного материала для картин художников-флористов.

Сушка собранного материала в этой области творчест­ва является самым ответственным и кропотливым этапом работы. Ведь от качества высушенного сырья зависят цвет, хрупкость и долговечность картины.

Плоскостное засушивание

Применяются плоскостные способы засушки расте­ний: термический - с помощью горячего утюга; высуши­вание под прессом и в гербарных сетках.

С помощью горячего утюга можно ускоренно засу­шить практически любые растения или их части. Это рас­тения с широкими листьями - плющ, ландыш, листья деревьев и кустарников. Недостатком такого способа об­работки является довольно быстрая потеря цвета. Только василек после термического метода долго не теряет свою натуральную окраску.

Для того чтобы высушить растения под прессом, нужно подготовить фанерку, положить на нее две-три сложен­ные вчетверо газеты, а сверху уложить лист бумаги, так называемую рубашку, с заправленными в него растения­ми. Их необходимо расправить и закрыть рубашку сверху слоем бумаги - прокладкой. В качестве прокладки могут также использоваться две-три газеты, сложенные вчетве­ро. На готовый слой газет помещают рубашку с другими растениями, затем опять прокладку и т. д. В такой стопке не должно быть более пяти-шести листов с растениями. Сверху на получившуюся стопку кладут еще одну фанер­ку и на нее ставят груз. Это могут быть простые кирпичи - от четырех до десяти штук. Масса груза для тонких и неж­ных растений должна быть 8 - 16 кг, а для растений жест­ких и плотных - 32 - 40 кг.

Рекомендуется ежедневно менять прокладки, но при этом не трогать рубашки с растениями. Так часто менять прокладки нужно для того, чтобы более качественно про­сушить растительный материал, сохранив его натураль­ную окраску. Чем быстрее происходит сушка, тем меньше разлагаются красящие пигменты. Поэтому сушку прово­дят в сухой комнате или на солнечной веранде.

Сложнее происходит сушка под прессом цветков. Мелкие цветки нужно класть вместе со стеблями голов­ками вниз, при этом сверху каждого цветка кладут тонкий слой гигроскопической ваты. У таких крупных цветов, как розы, астры, георгины, пионы, бархатцы, цветки по­лагается отделять от стеблей и засушивать отдельно. Пе­ред сушкой на цветочных головках должны оставаться только те зеленые части, которые держат лепестки, ос­тальную зелень необходимо удалить. С лицевой стороны цветков прокладываются тонкие слои ваты, при этом каждый ряд лепестков приподнимается при помощи пинцета и также прокладывается ватой. Затем обработан­ные цветки закладывают на один день под пресс, а потом помещают в гербарную сетку. Такие засушенные цветы хранятся в бумаге, а вата с них снимается только во время работы.

Нередко художники-флористы используют в своих ра­ботах засушенные нитчатые водоросли. Эти растения требуют большой осторожности. Сначала пучок вытяну­тых из воды водорослей нужно отжать с помощью фильт­ровальной бумаги, потом пинцетом заложить в рубашку из газеты и расправить на ней шилом или иглой. Причем расправлять нужно так, чтобы по возможности создать форму ажурного зеленого облачка. Затем рубашку с прок­ладками помещают под легкий груз.

Также тщательно расправляют перед укладкой под пресс нежные мочковатые корни растений, которые ис­пользуются в картинах для получения четких графичес­ких изображений.

Если нужно засушить небольшие растения, можно пользоваться старыми книгами и толстыми журналами, напечатанными на газетной бумаге. Они хорошо впиты­вают влагу и в то же время успешно выполняют роль прес­са.

Самым надежным и качественным способом подго­товки растительного материала является высушивание в гербарных сетках. Такие сетки можно сделать своими ру­ками. Нужно взять две деревянные рамки размером 44х29 см и толщиной 2 см и набить на них мелкую металличес­кую сетку. В углах рамок в 1,5 см от края нужно просвер­лить отверстия, равные по диаметру подобранным заранее длинным стальным болтам с резьбой (шпиль­кам). Длина шпилек должна быть не более 100 мм. К ним подбирают четыре барашковые гайки и четыре шайбы.

Растения перекладывают прокладками из газетной бу­маги. Слоев бумаги с вложенными в нее растениями мо­жет быть от шести до десяти. Иногда части растений налипают друг на друга, тем самым деформируясь и изме­няя окраску. Чтобы избежать этого, пользуются дополни­тельными прокладками из ваты или фильтровальной бумаги, вставляя их между соприкасающимися лепестка­ми и листьями.

Растения с сочными стеблями, такие как тюльпаны, нарциссы, перед сушкой в сетке необходимо подгото­вить. Стеблиполагаетсяразрезатьвдольножомивыскоб-лить из них сердцевину. А толстые и жесткие стебли, каку розы, гвоздики, герберы, разделить вдоль пополам.

После того как закладка растений закончена, получен­ную стопку помещают в гербарную сетку и обвязывают крепкой веревкой. Сетку рекомендуется подвесить в про­ветриваемом помещении и каждый день менять проклад­ки. Можно пользоваться сушильным шкафом, печью, электрообогревателем или батареей, чтобы ускорить про­цесс сушки.

Окончание сушки растений при плоскостном способе высушивания несложно. Если стебель или лепесток взять за кончик и растение не согнется - оно высохло. Подго­товленный материал раскладывают в папки или в короб­ки, переложив легкими прокладками.

Объемное засушивание

Самым простым способом является пучковый - рых­лые пучки из растительного материала подвешивают вниз соцветиями в сухом проветриваемом и темном по­мещении. В том случае, если в помещении светло, голов­ки цветов оборачиваются темной бумагой, чтобы они не поблекли. Чтобы лепестки цветов лучше сохранили свою естественную окраску, рекомендуется цветы на короткое время поместить в слабый раствор соляной или азотной кислоты - 1 г кислоты на 10 - 12 г воды.

Если у растения цветки синего цвета, они после сушки почернеют, во избежание этого их нужно опустить в дена­турированный спирт.

В главе «Сухоцветы и композиции из них» подробно рассказывалось, как сушить одуванчик, злаки, как для объемного засушивания применять песок и другие сыпу­чие материалы, также приводились примеры мумифика­ции растений. Все эти способы консервации растений применяются и мастерами-флористами.

Для того чтобы ускорить сушку растений в песке, мож­но сушить по одному цветку, используя при этом неболь­шие картонные коробки, немного большие по размеру, чем раскрытый цветок. Хорошо подходят в качестве та­ких емкостей прямоугольные пакеты из-под молока, со­ков.

Можно сделать разборную коробку из картона с разме­рами дна 20х30 смисвысотой бортика 10 см. В такую ко­робку насыпают подготовленный сухой и промытый песок слоем 1 см и на него кладут цветок, растение или ветку. Затем сверху осторожно подсыпают песок, следя, чтобы песчинки заполнили, не повредив, все пространст­во между лепестками. Можно между лепестками заранее вложить тонкие кусочки ваты, чтобы избежать каких-ли­бо повреждений. Коробку с засыпанным песком нужно поставить на сетку в сушильный шкаф или вынести на солнцепек. Сушка продолжается несколько дней или не­делю. После этого песок через край или снимая бортики удаляют из коробки, а высушенный материал кладут на хранение в коробку.

Засушивая соцветия сложных форм, как у сирени, че­ремухи, каштана, рекомендуется взять цилиндрическую коробку или сделать из тонкого картона кулек. В любом из этих приспособлений ветку засыпают в стоячем поло­жении.

Если умело подсыпать песок при засушке растений, то им можно придать нужный изгиб и направление.

Что касается декоративной отделки высушенного рас­тительного материала, то в ней применяются такие же ме­тоды, что и описанные в предыдущей главе: окрашивание, отбеливание, обесцвечивание и др. (см. раздел «Специальные приемы обработки»).

Несколько слов скажем о декоративной роли листовых обверток от початков кукурузы. Их можно связать бантом или закрутить по спирали винтом. Для этого нужно взять обвертки молодых растений и вываривать их в течение 20 - 30 минут. Затем постараться придать листу необхо­димую форму, закрепить ее и высушивать в подвешенном состоянии.

Создание плоских композиций

Как и каждое произведение искусства, работа худож­ника-флориста требует в первую очередь определения сюжета, цветового решения и формата. Рекомендуется набросать эскиз будущей картины или хотя бы схематич­ный рисунок. Нередко содержание произведения подс­казывают сами растения, используемые в композиции. В любом случае от автора рисунка требуется фантазия, ху­дожественный вкус, способность видеть и чувствовать природный материал.

Основа для картины

В качестве основы для картин из засушенного природ­ного материала используются ватман и полуватман; пе­реплетный и упаковочный картон; бархатная и плотная цветная бумага; шелковая, хлопчатобумажная, шерстя­ная, льняная ткань, бархат; фанера и оргалит. Хорошей основой для таких картин является грунтованный кар­тон, который специально предназначен для художествен­ных работ. Оригинально смотрятся композиции из природного материала на бересте, плетеных изделиях из лозы, соломки, макраме, а также на дощечках и спилах деревьев.

Если для основы под будущую картину используется цветная или бархатная бумага, ее сначала необходимо наклеить на картон. Делается это с помощью разбавлен­ного клея ПВА или клейстера. Клей тонким равномер­ным слоем наносят на бумагу, немного ждут и только потом накладывают на основу. Чтобы бумага хорошо приклеилась, ее тщательно проглаживают через чистую бумагу и кладут под пресс.

При использовании ткани ее можно наклеить на кар­тон, фанеру или оргалит. Для этого ПВА или густым клейстером промазывают плотную основу и после легко­го подсушивания накладывают на нее ткань, которую по­том проглаживают через лист бумаги. Есть и другой способ: на основу укладывается немного увлажненная ткань, ее края намазывают клеем, подворачивают на из­наночную сторону и проглаживают через бумагу.

Можно сделать основуиз ткани, повторяющую контур будущего изображения. В этом случае в подготовленной плотной основе при помощи лобзика выпиливают сквоз­ное отверстие нужного контура, а из глаженой ткани вы­резают заготовку размером немного больше полученного отверстия. Ткань нужно подклеить с изнаночной сторо­ны основы так, чтобы закрыть выпиленный просвет. В процессе последующей работы на ткани будут размеще­ны нужные детали из природного материала.

Болыпое место в подготовке картин из сухих растений занимает выбор фона основы, который должен гармони­ровать с композицией по цвету и фактуре. Роль фона мо­жет играть не только тот материал, который используютв качестве основы, но и оригинальные природные покры­тия из листьев деревьев, лепестков цветов. Для такого фона используют обратную сторону листьев мать-и-ма­чехи, лопуха, осины. Красивый фон получается из листь­ев клена, каштана, черноплодной рябины.

При укладке фона из листьев нужно следовать некото­рым правилам. Начинать укладку нужно с одного угла картины и вести ее по диагонали к противоположному углу. Листья полагается укладывать так, чтобы каждый из них выходил из-под другого. Черешки сухих листьев, ко­торые нередко торчат, необходимо обрезать. Получивше­еся покрытие должно быть сплошным, без каких-либо просветов и дефектов. Листья приклеивают к основе лег­кими мазками, для этого используется резиновый клей или ПВА.

Нередко фоном в картинах мастеров-флористов слу­жат листья кукурузы. За счет своей тонкой и мягкой структуры они легко поддаются обработке, а также хоро­шо отбеливаются. Обесцветить листья можно в отбелива­теле, прокипятив 7 - 10 минут. Их можно также и окрасить. К примеру, листья кукурузы станут желтыми, если их прокипятить в содовом растворе, а если прокипя­тить в синьке, станут синими. При желании можно до­биться и зеленого цвета, смешав растворы соды и синьки. В этом случае светлых и более темных оттенков добива­ются, меняя концентрацию раствора. Окрашенные или отбеленные листья кукурузы необходимо прогладить утюгом. Клеитьна основуихлучше маленькимиполоска-ми, тщательно их прижимая.

Фоном для картин из природного материала может быть береста, которую снимают с поваленных берез. Сна­чала ее нужно положить под пресс, а после того, как она высохнет, нарезать на куски нужного размера и прикле­ить кматериалуосновы - кфанере, толстомукартонуили оргалиту.

В качестве фона нередко используется мох, дающий ажурное зеленое полотно. Его равномерно распределяют на основе и приклеивают к ней небольшими мазками клея. Чтобы заготовить мох, его нужно прогладить утю­гом, положить под пресс или сушить в гербарной сетке.

Составление композиции

Для заполнения подготовленной основы деталями из природного материала понадобятся некоторые инстру­менты и материалы: ножницы, нож, иголка с ниткой, пинцет, шило, кисточки, клеи ПВА, «Момент», резино­вый, тряпочка для рук. Что касается клея, он не должен быть жидким, чтобы не образовывалось на растении ка­пель, также клей должен быстро сохнуть.

Нередко в композицию включают полупрозрачные де­тали. Чтобы они не потерялись на темном фоне, их нужно наклеить на белую бумагу, а затем вырезать по контуру и уже потом использовать в картине. Также поступают и с частями листьев: их сначала наклеивают на деталь нуж­ной формы, вырезанную из бумаги, а потом выступаю­щие края листа обрезают ножницами или ножом.

Художники-флористы нередко используют в своих ра­ботах самый необычный материал, создавая из него ска­зочные цветы, растения и животных. Некоторые мастера используют кусочки растений в качестве мазков, из кото­рых создают пейзажи, натюрморты и портреты.

После того как готов эскиз будущей картины и сделана основа, можно начинать заполнять ее деталями изобра­жения. Их нужно брать пинцетом и начинать располагать с заднего плана композиции, от краев к центру. Сначала укладываются более крупные листья, а затем переходят к мелким. Растения должны располагаться так, чтобы их нижняя часть прикрывалась частью следующего расте­ния. Так постепенно заполняется вся основа и оценива­ется полученное изображение. Если нужно, в заготовку вносятся поправки или новые детали. После этого осто­рожно каждую деталь снимают с основы, мажут клеем и возвращают на место, прижимая и приглаживая через лист бумаги пальцем или рукой.

Для закрепления природного материала необязатель­но пользоваться клеем. Детали изображения нередко зак­репляются нитками нейтрального цвета, редкими ма­ленькими стежками. Иногда крупные детали компози­ции пришивают, а мелкие детали приклеивают. Если фо­ном картины служит бархатная бумага, то легкие волокна, тополиный и другой пух крепятся к ее поверх­ности без клея.

В работах можно использовать дополнительные мате­риалы - полоски бумаги, соломку, нитки, шпагат, а так­же незаметные подрисовки. Существует много способов и хитростей в создании таких природных композиций.

Они помогают из простого природного материала создать оригинальные и неповторимые произведения приклад­ного искусства.

Для того чтобы сделать на картине крону деревьев, нужно измельчить сухой лист, поверхность основы, где будет располагаться крона, смазать тонким слоем клея и намазанное место присыпать полученной листовой крошкой.

Изобразить крону деревьев можно, используя мох или листья лопуха. Мху придается нужная форма, основа на­мазывается клеем и мох аккуратно прикладывают и при­жимают. При использовании крупных листьев лопуха их сначала обрабатывают железной щеткой - бьют ею по только что сорванному листу, пока его поверхность не превратится в тонкие кружева. Все это прямо на бумаге кладется под пресс, и прокладки не меняются. Когда лист высохнет, его кусочки отрывают с помощью пинцета и из них делают любую крону дерева.

Стволы берез на картинах делают из бересты, ее можно подкрашивать тушью или акварелью.

Отделка композиции

Готовая картина должна полежать пару дней, за это время можно что-то исправить или доработать. Затем ее необходимо закрыть стеклом, целлофаном или полиэти­леном.

Готовую работу кладут на картон нужного размера, сверху закрывают ее стеклом и все вместе скрепляют с по­мощью больших канцелярских скрепок. Не забудьте сде­лать подвеску из ленты или тесьмы с обратной стороны картины.

Для того чтобы композиция приобрела законченный вид, рекомендуется сделать своеобразную рамочку, ис-пользуяпри этом клейкую лентуили цветную бумагу. По­лоски бумаги шириной 5 - 6см наклеивают на стекло каймой в 1 см при помощи казеинового клея или ПВА. Остальную часть бумажной полоски нужно загнуть на об­ратную сторону основы.

При использовании в оформлении полиэтиленовой или целлофановой пленки нужно изготовить специаль­ную рамочку, чтобы эту пленку поддерживать в натяну­том состоянии и не давать ей сморщиваться. Такую рамку нужно вырезать из картона ножом, ее размеры должны быть меньше размеров основы картины на 2 см. Затем внутренние края рамки нужно оклеить полосками бумаги шириной 3 см. Потом взять лист белой бумаги, размеры которого на 2 - 8см больше размера картонной рамки, и на этот лист нанести ее контур. По внутреннему контуру листа вырезать отверстие, а наружные уголки срезать на­искось. После этих приготовлений на картонную рамку при помощи резинового клея наклеивают полиэтилено­вую пленку, а потом выкройку из белой бумаги. Необхо­димо следить за тем, чтобы совпали внутренние края. Готовую рамку с пленкой нужно наложить на картину и осторожно подклеить (рис. 92).

Рис. 92

Создание объемных композиций

Для сухих букетов подходят в первую очередь такие растения, отдельные части которых, их цвет и форма дли­тельное время остаются неизменными. Таким требовани­ям отвечают соцветия и колосья многих злаков: ячменя, полевицы, трясунки, вейника. Также для сухих букетов подойдут пушистые «лапки» клевера пашенного, ковыль, синеголовник, ярко-желтый цмин. Оригинально смот­рятся в объемных композициях болотные растения: пу­шица, камыш, рогоз, частуха; стебли луков с засохшими соцветиями; стебли с декоративными плодами: физалис, мак; веточки с шишками или ягодами: ольха, лиственни­ца, барбарис, шиповник, боярышник, облепиха. Долгое время сохраняют привлекательный вид сухоцветы: аммо-биум, акроклиниум, гелихризум, гомфрена, ксеранте-мум, роданте, статице и другие (см. «Сухоцветы и композиции из них»).

Для объемных композиций подходят очень многие ди­корастущие или культурные растения, самое главное - правильно их засушить. Растения, предназначенные для таких аранжировок, готовят при помощи объемного засу­шивания, о котором говорилось выше.

После высушивания природного материала его можно отбелить, подкрасить.

Основа и крепление в ней

Основой под объемные композиции служат разнооб­разные сосуды, плоские тарелки из керамики, стекла, де­ревянные подставки, изделия из лозы и многое другое. Для того чтобы на выбранной основе закрепить сухие растения, применяют разный материал и приспособле­ния.

Растения в сосуде можно закрепить в пластилине, оконной замазке. На деревянной основе для крепления растений мастерят самодельные наколки: на небольшом расстоянии друг от друга острием вверх вбивают несколь­ко гвоздей без шляпок и сверху их покрывают пластили­ном. Если композиции достаточно крупные, используют большие гвозди, опутанные стальной проволокой.

Объемные композиции состоят из сухих растений, стебли которых отличаются хрупкостью и нередко слиш­ком тонкие. Поэтому металлические наколки и дырчатые держатели не очень подходят для установки такого мате­риала, на них трудно его крепить. Очень удобным прис­пособлением для крепления сухих растений, как уже говорилось вышее, являются оазис и пиафлор. Для того, чтобы стебли растений и веточки легче втыкались в мате­риал для основы, их подрезают наискось острым ножом.

В качестве держателя в таком букете можно использовать и мелкопористый, плотный пенопласт. Как уже говори­лось выше, в качестве материала для крепления нередко используют всем известную монтажную пену, продаю­щуюся в баллонах. При высыхании она хорошо режется, ей можно придать любую необходимую форму, а также она легко протыкается тонкими стеблями сухих расте­ний.

Незаменимым материалом для крепления таких расте­ний является мягкая стальная или медная проволока. Же­лательно, чтобы диаметр ее не превышал 1 мм. Проволока не должна быть заметна в композициях, поэтому ее реко­мендуется перед использованием покрасить зеленой или черной краской (нитроэмалью).

С помощью такой проволоки растительный материал фиксируют в нужном положении, создают дополнительные ячей­ки для мелких деталей и растений, крепят соцве­тие на тонком стебле и придают полому стеблю необходимый изгиб.

Мягкая проволока позволяет закреплять дополнительные детали композиции: банты,ко-нусы, манжеты. Они изготавливаются из под-

крашенных стружек, лент,мятой цветной бумаги, перьев птиц.

Все эти декоративные элементы оригинально смот­рятся рядом с сухими растениями.

Мастера-флористы нередко составляют миниатюр­ные композиции из мелких растений и их частей. Ма­ленькие букетики помещают в необычные вазочки из вспомогательного материала (рис. 93).

Роль такой деко­ративной вазочки нередко выполняет половинка от скор­лупы грецкого ореха, раковина, маленькое поленце, а также колпачки от тюбиков, баночек и пузырьков. В та­кие емкости кладут пластилин, а снаружи их декорируют с помощью ниток, краски, фольги, яркой бумаги и т. п.

Плакетка

Это полуобъемная композиция из сухих растений, сделанная на плотной основе и обрамленная рамкой. Элементы, ее составляющие, находятся не только в плос­кости, но и вне ее. Они взаимосвязаны, но все же ограни­чены пространством (рис. 94).

Основа под плакетку может быть любой формы - круглой, овальной, квадратной, прямоугольной. Предпо­читают использовать для этих целей готовую рамку, куп­ленную в магазине, или какой-либо подручный материал - плоские тарелки, пяльцы для вышивания, пластиковые или металлические крышки. Все зависит от вашей фанта­зии.

Основа под композицию может выполняться из разно­го материала. Если вы используете каркасную рамку, ее нужно обтянуть тканью. Плотная поверхность может быть оклеена тканью, бархатной бумагой, материалом под дерево, а также бархатистыми листьями и лепестками собы крепления к ней сухихрастений. На жесткую повер­хность их приклеивают кетки зависят спцветов. В качестве основы нередко ис­пользуют плетенки, быстросохнущего бересту, шпон.

От основы плакапельками клея; на мягкую поверхность прика­лывают длинными стальными иголками; на тканевую - пришивают.

К примеру, цветок на такой основе закрепляют ниткой с узелком. Иглой прокалывают цветок и основу, а нитку затягивают так, чтобы узелок спрятался в лепестках и его не было видно. С обратной стороны основы нитку фик­сируют пластырем. Если нужно закрепить колосок или стебель, то сначала прокалывают основу, оставляя узел с обратной стороны, и прихватывают деталь так, чтобы не было видно нитки. Иглу втыкают в то же место, а конец нитки выводят с обратной стороны и закрепляют.

Плакетку можно сделать и без основы, используя толь­ко рамку. При таком свободном размещении растения крепятся при помощи растяжек из тонкой прозрачной лески. Концы лески нужно фиксировать на внутренней стороне рамки.

Готовые плакетки, если потребуется, можно допол­нить какими-либо деталями, цветовыми решениями. Растения также, как и в других композициях, подкраши­вают с помощью красителей. Если на плакетке изображен

букет цветов, для него выполняют вазочку из соломки, бересты или других материалов.

Композиция из лепестков

Лепестковые композиции - это особый вид творчест­ва. Они составляются из «растений», собранных, в свою очередь, из стеблей, лепестков, плодов, цветоложа, об­верток и других элементов. С помощью таких частей рас­тений подчас разных видов получаются придуманные, в природе не существующие, сказочные цветы, деревья, травы.

Для создания такого оригинального букета заготавли­вают лепестки цветков, имеющих теплые тона и долго сохраняющих свой натуральный цвет. К примеру, лепест­ки бархатцев, гайлардии, циннии, космеи, шиповника, рудбекии. Такой растительный материал рекомендуется сушить в старых книгах с пожелтевшей бумагой. Через каждые 20 - 30 страниц лепестки раскладывают, аккурат­но расправляя и придавая им правильную форму. Цели­ком засушивают плоские цветы - виолы, гортензии, флоксы, и цветы со сросшимися долями околоцветника - петунии, душистый табак.

Приступая к работе, нужно подготовить цветоложе, на котором вы будете крепить сухие лепестки. Для этой цели подойдет цветоложе василька, рудбекии, ромашки, гвоз­дики, космеи, гайлардии, пижмы и других растений с опавшими лепестками. Нередко в качестве цветоложа ис­пользуют плоды лопуха, коробочки мака, льна. Можно также крепить лепестки к пластилину, глине или к срезу пробки от бутылки (рис. 95).

Рис. 95

Роль лепестков могут играть семена огурца, кабачка, тыквы, дыни, арбуза, также чешуйки шишек и летучки клена, ясеня. Сказочные цветки могут состоять из пуш-ков одуванчика, пушицы, иван-чая.

Стебельки растений делают из соломин, веточек бар­бариса, шиповника, пижмы, полыни. Все детали будуще­го цветка скрепляются с помощью клея или плотно вставляются в сделанные иглой или шилом отверстия. Можно также крепить некоторые части пластилином.

После подготовки необходимого материала и обдумы­вания вида будущего букета, приступают непосредствен­но к его составлению. К скелетным веточкам с помощью клея, липкой ленты, пластилина крепят листочки, уже сделанные соцветия, мелкие цветочки, целые засушен­ные растения - злаки, луки, хвощи.

Для букета подбирают вазу, и полученные растения крепят в ней на пластилине или пенопласте, вырезанном по ее форме.

Искусственный бонсай

Выращивание миниатюрных деревьев-бонсай - это древнеяпонское искусство. В переводе с японского бон-сай означает «дерево в горшке», «растущий на подносе». Вырастить такое деревце очень сложно, но можно искус­ственно его смоделировать, используя все тот же природ­ный материал.

Начинать работу над созданием бонсая нужно с поис­ков подходящего «ствола» - ветки какого-либо медленно развивающегося растения, которое росло к тому же в неб­лагоприятных условиях. Именно из-за этого на растении образуются неравномерные утолщения, само оно неред­ко становится красивой причудливой, сильно изогнутой формы, что необходимо для «ствола» искусственного бонсая.

Такое подготовленное деревце нужно украсить объем­но засушенными частями растений - листочками цветов, травинок, а также соцветиями мелких растений, жела­тельно светлых тонов.

После создания деревца его ставят на основу. Ею мо­жет быть какая-то емкость, на которой помещен пласти­лин, свежая глина, моток проволоки, закрепленный гипсом или клеем. Когда деревце установлено на основу, все приспособления для его крепления присыпают пер­литом или опилками и поверхность вокруг него декори­руют кусочками мха, предварительно опущенного на 2 секунды в горячую воду. Для этих целей используют так­же речной песок, камушки, шишки и другой декоратив­ный материал.

Основной задачей в создании бонсая является форми­рование его кроны. Для этого из засушенного материала отбирают мелкие веточки с листочками, побеги хвоща, мха, папоротника, водоросли и с помощью клея «Мо­мент» и пинцета приклеивают все детали к верхней части деревца. Использовать для украшения кроны можно так­же цветочки, бутоны.

Когда искусственный бонсай полностью сделан, его рекомендуется поставить под стеклянный купол или в ка­кую-либо прозрачную емкость.

Осенние ветки

Искусственно создать можно не только цветы, дерев­ца, но и красочные осенние ветки. Для этого нужны все­возможные красивые и яркие осенние листья и сухая ветка нужной формы.

Слишком сухие листья нужно увлажнить. Для этого их кладут во влажную ткань, а когда они станут достаточно мягкими, проглаживают через бумагу утюгом. После это­го листья кладут под пресс.

Выбранную для композиции ветку необходимо тоже подготовить: очистить, если нужно, помыть, затем подсу­шить. Ей можно придать нужную форму, немного изог­нув и зафиксировав побеги в нужном положении при помощи ниток. После того как ветка подсохнет, нитки снимают. Придавая ветке нужный декоративный облик, вырезают лишние побеги и оставляют только основные, скелетные.

Число используемых листьев должно быть минималь­ным, чтобы не загораживать полностью ее силуэт. Подоб­ранные по размеру и цвету листья крепят сначала в середине ветки, а затем переходят к ее концам. Для того чтобы не так было заметно место соединения листьев с веткой, у них обрезают утолщения черенков. Закрепляя

лист, его черешком прижимают к выбранному на ветке месту, обматывают ниткой и смазывают кончики клеем.

Готовую ветку можно поставить в вазу, закрепить на плоской основе или на камне, декорируя место крепле­ния мхом, песком, сухой травой, также ветку подвешива­ют к стене, цепляя, к примеру, за гвоздь.

Украсить сухую ветку можно не только листьями, но и цветами разнообразной окраски и формы, в этом случае получится цветущая ветка. Крепят мелкие цветки капель­ками клея, а крупные так же, как и листья.

Назад в Оглавление книги


← Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана / Составитель Витвицкая М.Э.   Использованная литература →