История создания букета

Статьи


Цветы в древнем мире

Любовь к цветам зародилась еще в древности. Индусы считали, что цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а для того, чтобы ими одаривать любимых. Поэ­тому цветы должны были быть сорваны в собственном саду, так как близким нужно дарить цветы, которые вы­ращены собственными руками.

Многим цветам приписывали божественное проис­хождение и о них слагали легенды. К примеру, в Древней Греции существовала легенда о том, что прекрасные ли­лии появились из капель молока матери всех богов - Геры. Когда она пыталась покормить маленького Герак­ла, сына Зевса и царицы Алкмены, младенец оттолкнул богиню, молоко брызнуло, и на небе образовался Млеч­ный путь, а на Земле - лилии.

Название величественного водного цветка лотоса в Древней Греции связывали с легендой о Лотис - прекрас­ной нимфе, укрывшейся в его венчике от преследовате­лей Приама.

Астра в переводе с древнегреческого значит «звезда». По легенде, ей приписывается звездное происхождение: она выросла из пылинки, упавшей на Землю со звезды. В Древней Греции этот цветок носили как амулет на счас­тье.

Всем известна легенда о прекрасном юноше Нарцис­се, сыне речного бога Цефеза. Увидев свое отражение в воде, он так и не смог оторваться от созерцания своей красоты, и за самолюбование и заносчивость боги нака­зали его, превратив в цветок.

Пестрый цветок ириса был посвящен у древних греков богине радуги Ириде; ярко-желтые звездочки цветка адо­ниса, по преданию, возникли из капель крови возлюб­ленного Афродиты - бога Адониса; анемоны - из слез богини любви и красоты Афродиты, плачущей над его те­лом.

В Древнем Риме гладиолус считался цветком гладиа­торов, его корень носили на груди в качестве амулета, считая, что он приносит победу. Гладиолус в переводе с латыни значит «меч».

Одним из древнейших видов украшений из цветов, по­пулярным в древние времена, был венок. Ведь в Греции, Риме, да и на Руси букетов не делали, а плели венки для украшения головы или гирлянды для украшения жилищ. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст - древнегреческий философ и естест­воиспытатель, живший в III в. до н. э. и считающийся од­ним из первых известных ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Во время пиров в знак дружеского расположения вместе с вином выпивали лепестки цветов, из которых был спле­тен венок. Человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.

Знали плетение венков и на Руси. Белые цветы в них были рядом с красными, красные - с желтыми, а желтые и розовые - с сиреневыми. Считалось, что цветов в вен­ках должно быть не больше двух-трех видов, разных по форме и окраске. В древних славянских обрядах венки играли большую роль. Лучшим украшением для девушек и юношей во время народных праздников служили венки из ярких полевых цветов. Венки использовались также для гаданий. На Ивана Купалу девушки пускали их на воду и по тому, как они поплывут, старались узнать свое будущее. Древнеславянский обычай украшать голову не­весты венком сохранился и до наших дней.

Народные предания о любимых цветах были распрост­ранены и у наших предков. К примеру, появление ланды­ша одни легенды связывали со слезами Волховы - морской царевны, которую разлюбил Садко, другие - со счастливым смехом Мавки - лесной красавицы, впервые испытавшей чувство любви. Ландыш всегда считался символом чистоты, нежности и любви.

Существовала легенда и о купальнице, или купаве, по которой юная русалка полюбила веселого и красивого пастуха Алексея, но, не дождавшись ответного чувства, превратилась в маленький желтый цветочек, растущий на берегах рек.

В древних славянских сказаниях водная кувшинка связана с русалками - прекрасными дочками подводного царя, поэтому называют ее русалочьим цветком. А в мар­гаритки, по легенде, превратились жемчужины с разор­вавшегося ожерелья красавицы Любавы, рванувшейся навстречу своему возлюбленному Садко.

На Древнем Востоке в III - IV вв. зародилось искусст­во составления цветочных композиций - икебана. В пе­реводе с японского языка слово «икебана» значит «вторая жизнь цветов». И сегодня икебана является обязательной частью интерьера в домах Японии. Особенностям искусс­тва составления таких композиций будет посвящена от­дельная глава данной книги.

На Востоке были очень популярны цветочные гирлян­ды, в которых яркие цветы переплетались с листьями и ветвями растений. Без этого эффектного цветочного ук­рашения и в наше время в Индии, Китае и на Шри-Ланке не обходится ни одно праздничное шествие.

Многие цветы пришли к нам с Востока, с ними связа­ны легенды и определенная символика.

Символом божественной тайны, священным цветком у восточных народов древности считалась роза - царица цветов. Первые упоминания о ней относятся ко II веку до н. э. По древнему персидскому преданию, лепестки розы были сначала белоснежными. Но соловей увидел благоу­хающую красавицу, полюбил ее и в порыве восхищения прижал цветок к груди. Вдруг из сердца соловья, пронзен­ного шипами, брызнула кровь - лепестки розы окраси­лись в алый цвет. В Древней Индии человек, принесший царю розу, мог просить исполнения любого желания. Ро­зами платили дань, а розовое масло ценилось на вес золо­та.

Родина хризантемы - Япония, там этот цветок назы­вают «кику», что в переводе значит «солнце». Хризантема с древних времен считается символом дневного светила, ее изображение являлось и является священным, а ткань с рисунком цветка могли носить только члены импера­торской фамилии.

В Древней Индии существовало предание о бессмерт­нике, в нем рассказывалось о влюбленных, растерзанных в лесу дикими зверями. Именно на месте их гибели и вы­рос бессмертник.

Большое значение на Востоке придавали цветку лото­са. Красный лотос олицетворял бесконечную божествен­ную мудрость и плодоносящие силы природы.

В Древнем Египте лотос играл очень важную роль. Он был посвящен богу солнца Озарису и богине плодородия Изиде. Обилие лотосов во время разлива Нила, по народ­ным приметам, обещало богатый урожай.

Великое множество легенд, преданий и определенной символики, относящихся к происхождению и значению цветов, берет свое начало в древности. Подробнее об этом будет сказано в отдельных главах этого издания. Но даже по приведенным выше легендам и преданиям, можно иметь представление о любви к цветам и о том значении, которое в древнем мире придавал этим прекрасным рас­тениям человек.

Цветы в средние века и в эпоху Возрождения

Внимание к цветам в Европе проявляется в средние века, то есть с XIV века, когда возникает мода на особые ароматы. В петлицах и на корсажах платьев как мужской, так и женской половин человечества на довольно продол­жительное время поселяются маленькие букетики из фи­алок, гвоздик и других пахнущих цветов.

В этот период в качестве украшения использовали цве­ты и травы, помещенные в медные, латунные или оловян­ные емкости, которые имели форму вазы, кувшина, молочника, а также в керамические кувшины простой формы. Вазами для растений служили и аптекарские со­суды: стеклянные банки для мази или круглые емкости, называемые альбарелло.

Первое время цветы, которые предназначались для де­коративных целей, к примеру, для украшения алтарей в костелах, выращивали в монастырских садах. Такие сады назывались «раем Марии» и в основном в них высажива­лись розы и лилии. Этим цветам придавалось большое значение в ту эпоху.

Одна из самых кровопролитных войн в истории Анг­лии, которая длилась почти 30 лет (1455-1485 гг.), назы­вается войной Белой и Алой розы. Именно эти цветы были геральдическими знаками боровшихся за английс­кий престол домов Йорков (белая роза) и Ланкастеров (алая роза).

Что касается лилии, она всегда была символом чисто­ты и непорочности. Поэтому на фресках художников Возрождения святые изображались с белоснежной лили­ей в руках.

Со временем ассортимент цветочных растений стал расширяться: появились маки, пионы, ирисы, аквиле­гии, рябчики и ландыши, символизировавшие слезы Ма­рии. Тысячелистник называли травой святого Иосифа - покровителя столяров. С алтарной свечой сравнивали вербаскум.

Позднее в черте замков появились первые малые свет­ские сады, в которых можно было встретить незабудку, душистую лаванду, гвоздику, жасмин, мак, но, конечно, чаще остальных - розу и лилию. Эти растения были наи­более почитаемыми в качестве украшения и их изображе­ние можно найти в произведениях раннего средневековья. По преданию, гвоздика помогла войску Людовика IX Святого справиться с эпидемией чумы.

В начале XV века появились первые цветочные компо­зиции из различных растений. На картинах этого периода цветы изобража­лись в емкостях и располагались в них таким образом, что самые высокие, например лилии, занимали левую заднюю часть ем­кости, а мелкие цве­ты и травы разме­щали на краю ком­позиции (рис.1).

Рис. 1. Букет средневековья

В эпоху Возрож­дения в Европе воз­никли большие дворцовые сады, в которых стали вы­ращивать новые цветы.

Правда, на картинах того времени все чаще изобража­ли дикорастущие растения: примулу, одуванчик, клевер, землянику, маргаритку, крестовник.

Для этого времени характерен скромный, но изыскан­ный букет, состоящий из одного или нескольких цветов. Для аранжировки цветов в основном используются кув­шины и другие емкости из керамики, появляются первые вазоны из стекла, отличающиеся скромностью, элегант­ностью и простыми линиями. Цветочные композиции получают другой характер и стиль.

Большую роль в особенностях цветочных композиций того времени сыграло обращение к античному искусству. Основными параметрами его были пространство, цвет, игра света и тени, определенные пропорции, эталоном которым служило человеческое тело. При создании буке­та самые высокие растения в два раза превышали высоту емкости, в которую их ставили. И группировали их в цен­тре симметричной емкости, что предопределяло симмет­ричность самой цветочной композиции. Крупные цветы стояли в середине, а мелкие их как бы дополняли, распо­лагаясь свободно и просторно. Растения, из которых сос­тояла композиция, не заслоняли края вазона, а центр самой композиции находился посередине между самыми высокими цветами и краем емкости (рис. 2).

Для Возрождения характерны многочисленные расти­тельные мотивы, среди которых - гирлянды из цветов и овощей, нередко служащие орнаментом на рамах картин, деталей оформления фасадов домов и предметов домаш­него обихода. Растительные орнаменты можно увидеть и на узорчатых тканях того времени, к при­меру, на известных вавельских гобеле­нах.

Появление мно­жества новых расте­ний в Европе той эпохи обязано похо­дам в Азию. Именно оттуда были приве­зены миндаль, гра­нат, цитрусовые деревья, мирт, кедр, маслина, а из цветов - разноцветные анемоны. Первый тюльпан в Западную Европу из Турции привез австрийский посол в XVI веке.

Рис. 2. Букет эпохи Возрождения

Одним из главных стиле­вых направлений в искусстве Ев­ропы с конца XVI века было барокко, что в пе­реводе с италь­янского языка значит «стран­ный, причудли­вый».

Под влиянием этого направле­ния сменилась форма, ее характерной чертой стала нерегулярность, что опре­делило стиль букетов барокко - он стал динамичным (рис. 3).

Рис. 3. Букет в стиле барокко

Появи­лись новые детали в композициях из растений: раковины, ящерицы, мотыльки и другие насекомые, птицы и их гнезда, а также фигурки, вырезанные из дерева. Нередко такие цветочные композиции увеличивали с помощью зеркального отражения.

В это время в моде были цветы с широкими лепестка­ми - анемон, мальва, лилия, ирис, пион, мак, и растения ярких красок, украшенные листьями, - наперстянка, канна. Именно такие цветы наиболее часто встречаются на картинах фламандских мастеров того периода.

Декоративность композициям придавало богатство используемых растений, их цвета, бархатистость лепест­ков и изогнутость линий. Такие роскошные букеты ста­вили в массивные тяжелые вазоны, в качестве которых использовались урны из металла или камня, округлые грубые флаконы из стекла и фарфора, а иногда корзины. Эти цветочные композиции можно было увидеть в домах фламандской знати или зажиточных купцов, торгующих с Дальним Востоком или Индией. Именно оттуда в Гол­ландию нередко попадали всевозможные сосуды для цве­тов.

В Европе появились экзотические растения, которые скрещивали с местными растениями и тем самым полу­чали новые сорта и гибриды.

Цветы в Европе в XVII - XX веках

В XVII веке второй родиной тюльпанов стали Нидер­ланды. Из этих цветов составляли модные богатые букеты и ставили их в красивые позолоченные и серебряные вазы. В них помещали также розы, лилии, флоксы, пио­ны, мальвы, георгины. Из этих цветов составлялись сим­метричные букеты в форме овала, которые требовали большого количества растений.

Главную часть такой композиции занимали высокие цветы, в центре размещались самые крупные, а мелкие ставили с краев. В середине букета цветы располагались густо, а в нижней его части мелкие цветы свисали по бо­кам, слегка закрывая вазу. Цветочные композиции были светлых тонов и в них преобладали излюбленные краски того времени - сочетания красного, розового и белого.

Во Франции с первой половины XVIII века, во време­на царствования Людовика XV, барокко вступило в свою последнюю форму - рококо. В переводе с французского языка это слово значит «осколки камней, раковины». Бу­кет, составленный в стиле рококо, отличался роскошью, асимметричностью и плавными линиями, а вся компози­ция приобретала своеобразную легкость (рис. 4).

Рис. 4. Букет в стиле рококо

Ставил­ся такой букет в легкие емкости из хрустального стекла, фарфора или алебастра. Изменилась и форма сосудов для цветов - патеры разной величины и конструкции, чарки и вазы с китайскими узорами. Для украшения интерьера использовали канделябры, множество зеркал и мелкие фигурки из фарфора.

В этот период изменил­ся и подбор цветов для растительных компози­ций. Стали цениться цве­ты с тонкими лепестками, иногда с изрезанными краями и необычных от­тенков.

В букетах в основном преобладали холодные го­лубые тона в сочетании с множеством желтых от­тенков. Во времена рококо самыми модными и люби­мыми цветами были пио­ны, мелкие маки и кобея.

На смену асимметричному букету в стиле рококо при­ходит букет, отличающийся классической симметрией и простыми линиями. Это происходит в конце XVII - на­чале XIX века, после открытия Помпеи. Именно класси­ческая красота древнего города вновь пробудила интерес к правильным формам. Возникает новое течение - клас­сицизм, основывающееся на традициях античности и Возрождения. Классицизм делится на два периода: ран­ний классицизм эпохи правления Людовика XVI и Марии Антуанетты (1774 - 1793) и поздний - эпохи правления Наполеона I Бонапарта (1800 - 1815), где господствовал стиль ампир, завершивший развитие классицизма. Для раннего периода характерны элегантность, классическая простота форм, а для периода ампира - символы власти, заменяющие на картинах того времени цветы (ампир в переводе с французского значит «империя»).

В период раннего классицизма аранжировка цветов отличалась симметрией, букеты ставили в специальные емкости - урны (рис. 5).

Рис. 5. Букет эпохи раннего классицизма

Во времена гос­подства стиля ам­пир главным цвет­ком в композициях была роза - коро­лева цветов. Рядом с ней в букетах присутствовали лилии, листья, ко­лосья пшеницы, в этот период появ­ляются и нарцис­сы. В композициях того времени с цветами соединяли плоды граната, айвы, инжира, винограда. В аранжировке начинают использовать консервированные цветы и лис­тья. Сосудами для всевозможных букетов служат рюмки разных размеров, алебастровые урны, фарфоровые пате­ры, рога, бронзовые вазы с золотым орнаментом или эт­русскими узорами. Основными колерами цветочных композиций того времени были зеленый, розовый и ко­ролевский пурпурный как лучший фон для золота, также использовались красные и небесные краски.

Для аранжировки в стиле ампир характерна симмет­рия, заключенная в треугольнике. Цветы крепко стояли в вазе, нередко на них совсем не было листьев, что создава­ло нагромождение цветов и придавало композиции тя­жесть и помпезность.

На смену ампиру приходит новый стиль, господство­вавший в основном в немецком и австрийском искусстве в 1815 - 1848 гг., - бидермейер (рис. 6).

Рис 6. Бидермейер

Его особенностями являются склонность к удобству, домашнему уюту, мно­гочисленным безде­лушкам и драпиров­кам. В этом стиле преобладают светлые тона.

Основным буке­том того времени был популярный до сих пор свадебный би-дермейерский букет, на смену которому пришел «макартовский» букет, по имени его создателя, венс­кого художника-де­коратора Ганса Макарта. О том, что представляли собой эти композиции, вы узнаете в специальной главе, посвя­щенной классическому немецкому букету.

В конце XIX - начале XX века приходит новое стиле­вое направление - «модерн» (в переводе с французского - «новейший»). Ему свойственны стилизованность, нео­бычность, вычурные формы, кривые и ненатуральные линии. Букет, выполненный в стиле «модерн», отличают асимметричность, небольшое количество цветов, в ос­новном изящных, с изогнутыми стеблями. В это время становятся популярны выгнутые формы водяной лилии, маков и подсолнухов. Сосуды для цветов также претерпе­ли изменения. Это были вазоны из стекла и фарфора пас­тельных тонов, переливающиеся, покрытые орнаментом темных оттенков, а иногда и с рисунками модных стили­зованных цветов.

Что касается немецкого «модерна», он был слишком тяжелым, неестественным, а цветочные композиции производили впечатление перегруженности. К примеру, можно было встретить букет подсолнухов в вазоне с нари­сованными на нем теми же подсолнухами, но стилизо­ванными.

В букетах стиля «модерн» набор цветов был достаточно богатым, основное место в них занимали дикие цветы ле­сов и полей, а культурные сорта использовались редко.

Цветы в России

Самыми первыми популярными букетами в России были букеты для подношения. Букеты из белых роз под­носили невестам, из роз ярких цветов - дамам в праздни­ки. Бальные залы нередко украшали яркими букетами.

Предназначенные для подношения цветы оформляли в букетные манжеты, так называемые портбукеты. Они представляли собой картонные воронки, обтянутые атла­сом и по краям обшитые ажурным тюлем или кружевны­ми фестонами, сделанными из бумаги. В такие воронки укладывали влажный мох и в нем проволокой укрепляли цветы и листья.

Нередко букеты для подношения оформляли в вазах и они назывались вазовыми букетами. Такие букеты сос­тавлялись, как правило, из двух-трех десятков роз, листь­ев папоротника, рогоза и нескольких видов декоративной зелени. Выглядели они очень эффектно.

Достаточно пышные композиции из цветов подноси­ли юбилярам. Это были корзинки с розами и другими цветами, укрепленными при помощи проволоки на мо­ховой подушке. В центре такой корзинки размещали розы, вокруг них - более низкие цветы, а по краям - са­мые низкорослые, такие как маргаритки, фиалки, кроку­сы, или просто коротко обрезанные цветы. Всю эту богатую композицию украшали золотыми шнурами.

Для праздничных букетов в России чаще всего исполь­зовали розы, лилии и ландыши. Пользовалась успехом композиция из различных цветов, сочетающихся с лента­ми и кружевами и оформленная в виде подушки. Чтобы создать цветочную подушку, на проволочный каркас ук­ладывали мох и на нем создавали симметричный рисунок из живых крашеных цветов и листьев с лентами и круже­вами.

Среди высшей дворянской знати того времени цени­лись «макартовские» букеты. Ими украшали комнаты, из них изготавливали траурные венки. Об особенностях этих букетов будет рассказано далее.

Назад в Оглавление книги

 


← Использованная литература   К вопросу о флористической символике в поэзии →