Букеты разных стран

Статьи


Французский букет

«Букет» - слово французское и, как было сказано выше, означает собранные вместе цветы, но второе зна­чение этого слова - «запах, аромат». Именно это значе­ние и было сначала основным. Самые первые букеты собирались для аромата, поэтому для их составления ис­пользовались невзрачные, но душистые цветы: резеда, мята, жасмин, гвоздика, базилик и другие. Французы лю­били добавлять в букеты гардении, цветы померанца, ту­берозы, розы различных оттенков. В первых появившихся букетах запрещалось использовать желтые цветы - их считали символом разлуки. Сами букеты не­редко поливали благовониями.

Во Франции искусство создания цветочных компози­ций улучшалось в течение многих веков благодаря мас­терству французских декораторов. С XIX века букеты стали использоваться в качестве праздничного украше-нияиподарка. Подвлияниеммодыменяетсяформабуке-та. В начале XIX века в придворных кругах Европы были распространены букеты в стиле «виктория» и «помпа­дур», имеющие форму полушария или плоские. В отли­чие от маленьких душистых букетиков или бутоньерок, прикрепляющихся к одежде, эти букеты были достаточно большими и служили украшением помещений. Подароч­ный букет типа «виктория» был похож на маленькую клумбу из цветов контрастной окраски, расположенных плотно сжатыми концентрическими кругами. В таком бу­кете присутствовала обязательная кружевная обертка - портбукет, о котором упоминалось выше. Букет «помпа­дур», вошедший в моду позднее, в отличие от букета «вик­тория», имел одностороннюю форму. Что же касается укладки цветов, то их головки также лежали, плотно при­жимаясь друг к другу. Устанавливали подарочные букеты в специальные золотые или позолоченные вазы с кружев­ными зубцами и лентами.

Нередко можно было встретить и необычные фанта­зийные букеты, в центр которых ставили листья пальмы, сухие соцветия рогоза или других трав, а также перья пав­лина.

Французы и сейчас окружают себя цвета­ми. Цветочные ком­позиции прежде всего являются выражени­ем чувства и уваже­ния. У декораторов Франции существует единый стиль созда­ния букета.

Букеты имеют пи­рамидальную форму и состоят из большого количества цветов разных видов и расц­веток (рис. 7).

Рис. 7. Французский классический букет

Фран­цузы любят покупать уже готовые цветочные композиции, созданные профессионалами.

Флористы-дизайнеры составляют их в плоских чаш­ках, кубках и вазах в форме кувшинов. В композициях цветы возвышаются один над другим и образуют форму пирамиды.

При составлении таких букетов сначала устанавлива­ют те цветы, у которых самые длинные стебли, затем оформляются горизонтальные линии. Стебли размещают в разных направлениях, учитывая форму вазы. Цветы в такой композиции используют с укороченными или ко­роткими стеблями, несмотря на то, что аранжировочную зелень не добавляют, свободного места в таких компози­циях не оставляют. Чтобы лучше зафиксировать цветы, в букете используют ветки кустарников.

Французские декораторы безграничны в своей фанта­зии, они делают аранжировки не только из живых и засу­шенных растений, но еще из раковин, перьев, камешков. Используя этот материал, делают цветы и листья, а уже из них составляют композиции.

Большое внимание во французской цветочной компо­зиции уделяется цвету. Французский букет представляет собой цветовую мозаику, объединяющую в себе расте­ния, цветущие в данное время, или цветы одного колера, или одной группы колеров. К примеру, композиция в желтом тоне может состоять из бело-желтых лилий, неж­но-желтых хризантем, гвоздик и роз ярко-желтой окрас­ки. Все эти цветы укладываются в цветочную пирамиду и дополняются зелено-желтыми листьями и усами виног­рада. В такой композиции цветы темных тонов должны находиться в дальней и средней части, а вокруг середины размещают светлые элементы.

Французские цветочные аранжировки подходят под стиль помещения и являются предметами домашнего обихода. А так как французы любят интерьер старинного стиля, то наиболее подходящий для него букет - класси­ческий французский.

Английский букет

Цветочные композиции Англии отличались от компо­зиций других стран, так как соответствовали своему - ан­глийскому - стилю. Букеты этого стиля имели треугольную форму и ставились часто с наклоном. В эпо­ху царствования королевы Виктории (1837 - 1901) этот стиль был более выразительным, так как для раститель­ных композиций подбирали красивые и тяжелые цветы. В основном использовали цветы с пестрыми или пятнис­тыми лепестками: анютины глазки, наперстянку, попу­гайные тюльпаны, примулы, пятнистые пеларгонии, двухцветные фуксии, пестрые гвоздики, камелии. Для составления «викторианских» букетов никогда не ис­пользовали цветов нераспустившихся, бутонов. Чтобы достичь большего декоративного эффекта, каждый цве­ток для композиции оплетали гирляндой из мелких цвет­ков. Форма букета была треугольная или круглая, а цветы в нем укладывались плотно, головка к головке.

В качестве сосудов для английского букета использо­вались тяжелые кувшины, нередко алебастровые, вазо­ны, имеющие разную форму, смелые цвета и декорированные тяжелыми украшениями из бронзы и меди. Встречались и вазоны из разноцветного стекла, и урны, вылитые из железа и покрытые белыми, а иногда и пестрыми узорами. Эти тяжеловесные емкости соответс­твовали букетам, находящимся в них.

Такие цветочные композиции были неотъемлемой частью викторианской эпохи, которую характеризовали разноцветные интерьеры и богато одетые дамы, прикреп­ляющие к своим платьям броши из золота или эмали. Это были так называемые вазончики-малютки, в которые по­мещали букетики из разноцветных мелких цветов.

Типично английской растительной аранжировкой по праву считается букет на постаменте, который всегда ус­танавливался на видном месте. Основным требованием к подобному букету было соответствие его стиля и красок растений окружающему интерьеру. Такую композицию делали из цветов, которые вставляли в разных направле­ниях в сетку, чтобы получился треугольник. Сетка разме­щалась на тарелке, которая, в свою очередь, поддерживалась стеллажом, выкованным из железа. Аранжировка всегда была симметричной.

Англия считается прародительницей букетов из засу­шенных растений и специальных буке­тов из консервиро­ванных листьев (при помощи специаль­ной техники выма­чивания экспониру­ется рисунок жилко­вания листа).

В наше время в Англии основными являются два стиля цветочной композиции: классический, формальный, сами англичане его называют «типично английским», и стиль нового времени - «модерн».

Классический стиль сохраняет главные элементы вик­торианской эпохи. Цветы полностью занимают всю ком­позицию, которая в основном создается, как и во Франции, треугольной, пирамидальной формы, также аранжировка может быть широкой, куполообразной или расположенной на обе стороны (рис. 8).

Рис. 8. Английский классический букет

Если компози­ция должна просматриваться со всех сторон и ее основ­ная функция - украшение стола, аранжировка выполняется в округлой или овальной форме. В том слу­чае, если композиция будет стоять у стены, ее аранжиров­ка выполняется в плоской, односторонней форме.

Встречаются также асимметричные цветочные компо­зиции. Главная из них имеет форму полумесяца. Цветы и листья крепятся с помощью проволоки в нужных местах, создавая тем самым необходимую форму букета. Для того, чтобы избежать сильных контрастов, в такой ком­позиции чаще используют цветы одного вида. В этом слу­чае, несмотря на асимметричность аранжировки, создается впечатление гармонии и покоя.

Современный стиль «модерн», в отличие от «виктори­анского», более легкий. Это достигается небольшим ко­личеством цветов в такой аранжировке, и благодаря этому между растениями образуется воздушное прост­ранство. Современные композиции могут быть построе­ны только из веток, листьев или других частей растения. Примером такой аранжировки в стиле «модерн» может быть следующая: в середине хрустальной чаши на фоне собственных листьев располагаются две розы, по обе сто­роны от них отклоняются выгнутые красные побеги вер­бы с серебристо-розовыми пушками.

Англичане любят покупать не аранжированные цветы, а составляют композиции сами, чтобы они соответство­вали по форме и цвету интерьеру их домов.

Немецкий букет

Как уже говорилось выше, основным немецким буке­том в середине XIX века был букет бидермейер. Он имел небольшой размер и складывался из ровно обрезанных маленьких розочек или ландышей, которые собирались головка к головке и обрамлялись манжетом из тесьмы, тюля или папиросной бумаги, крепко связанные лентой. Такой букет держали в руке и часто засушивали на па­мять.

Для того чтобы сделать бидермейерский букет, ис­пользовали крепкую проволоку, которой нередко удли­няли стебли, поодиночке сплетали цветы и даже связывали в симметричную целостность лепестки, полу­чая тем самым подобие головки распустившейся розы.

Другой способ составления такого букета заключался в подборе для него всевозможных цветов, уложенных слоя­ми различных колеров. Укреплялся букет на пирамидке, посаженной на круг.

Букеты бидермейер сначала собирали в похожей на та­релку плоской форме, а позднее стали популярны прово­лочные букеты, цветы в которых были посажены на подкладку из листьев. Характерной особенностью бидер-мейерских букетов был небольшой размер и плотная ук­ладка цветочных головок. Букеты выглядели пышно, тяжеловесно и имели неестественные формы.

На смену букетам бидермейер пришел «макартовс-кий» букет. На картинах венского художника Ганса Ма-карта цветы в вазах располагались свободно, между ними было пространство, и тем самым они имели натуральную, естественную форму. Такие букеты представляли собой сочетание искусно подобранных сухих крашеных и нату­ральных цветов, трав, листьев, семенных коробочек и павлиньих перьев. Но в связи с тем, что «макартовский» букет был перегружен крупными листьями, тяжелыми соцветиями, плодами (виноград), злаковыми и перьями, выглядел он все-таки немного тяжеловесно.

В наше время в Германии и Австрии популярен мини­атюрный букет в стиле бидермейер, составленный из су­хоцветов с добавлением искусственных материалов: бархата, шелка, нейлона, полиэтилена, а также шишек, семян и бус, часто окрашенных в золотистый и серебря­ный цвета.

Как правило, особенностью современного немецкого букета является отсутствие каких-либо дополнительных декораций и приспособлений. Такой букет сохраняетжи­вые, естественные, природные формы без вспомогатель­ных средств, усиливающих его эффект.

Немецкие декораторы в качестве аранжировочной зе­лени нередко используют стебли некоторых комнатных растений: плюща, аспарагуса, папоротника, хлорофитума, фикуса и многих других. По их мнению, достичь ком­позиционного единства в цветочной аранжировке можно при особенном сочетании трех видов цветов с вазой, ког­да высота ее в два раза меньше высоты растений над ва­зой.

В Германии цветочные композиции выполняют в плоских и высоких вазах, бокалах, чашах, популярны и настенные приспособления с использованием металли­ческих игольчатых держателей и моховых подушек.

Большое внимание немецкие мастера уделяют буке­там для невест, которые должны соответствовать наряду, цвету волос, глаз, возрасту и росту невесты. К примеру, односторонний рыхлый букет, который невеста будет держать в руке, для прочности собирают на трех ивовых прутьях. На прутья накладывают зелень аспарагуса или других аранжировочных растений. Такой букет состоит из традиционных белых и розовых гвоздик или тюльпа­нов, белых азалий, калл, розовых роз, фрезии. Компози­ция дополняется лентами или бантами из тюлевой вуали, а срезы цветов заворачивают во влажную вату и декориру­ют зеленой лентой.

Американский букет

Формирование американского стиля происходило под влиянием появившихся намного раньше европейских стилей и восточноазиатского. Поэтому цветочные ком­позиции сочетали черты как классические, так и элемен­ты икебаны. Что касается формы, то наиболее распространенной была треугольная, а цветовая гамма основывалась на контрасте - желтое с красным и синим (рис. 9).

Рис. 9. Американский букет

Первое время, украшая свои дома цветами, американ­цы использовали в качестве ваз сосуды и емкости ежед­невного употребления: чашки, кружки, кувшины, стеклянные банки. Примерным образцом американского букета раннего периода могут быть скромные цветы гера­ни в пивной кружке.

В современной Америке и сейчас су­ществует несколько разнородных стилей аранжировки цветов.

Первый из них ве­дет свое происхожде­ние от английского классического стиля, композиция которого очерчена контуром треугольника и глав­ная часть ее - фрон­тальная. Правда, в рис д отличие от английс-

Американский букет кой сдержанности в подборе колеров, аме­риканские аранжи­ровки свободны от условностей, и это дает оригинальный эффект от игры цвета. Не случайно девиз этого направле­ния: «Много - значит прекрасно». Богатые композиции составляют из большого количества плотно размещен­ных цветов.

Другой стиль аранжировки цветов основан на свобод­ном, индивидуальном отношении к растениям, их фор­мам и краскам. Американские мастера свои композиции размещают в клубах любителей-аранжировщиков, в част­ных школах. Среди таких композиций встречается боль­шое количество икебан.

Цветочные магазины нередко предлагают цветы, ук­репленные на синтетическом мхе в контейнерах из плас­тика. Контейнеры встречаются в форме бокала, кубка, чаши, они могут быть изогнутыми и украшенными в сти­ле барокко. Некоторые такие композиции производят впечатление роскоши и богатства. В них рядом с живыми цветами иногда можно встретить цветы из пластика.

В Америке не последнее место среди аранжировок цветов занимает так называемая «живая бижутерия»- маленькие букетики, прикрепляющиеся на лацкан кос­тюма, на платье, волосы, шляпы, сумки, клипсы и брас­леты. Такую искусную композицию можно купить в цветочном магазине. «Живую бижутерию» делают из све­жих цветов и листьев, из засушенных частей растений. Нередко растения украшают лентами, перьями, жемчу­гом. Букетики нередко сохраняют в холодильнике, чтобы они как можно дольше имели презентабельный вид. Све­жие цветы, прикрепленные к волосам или к платью, - одно из любимых украшений американок.

Букеты Европы и Востока

В европейских странах в настоящее время особеннос­тью цветочных аранжировок стало широкое использова­ние новых специальных материалов, а также сухоцветов. Богатым стал и международный ассортимент цветов, в который входят: герберы, розы, гладиолусы, кустистые и ремонтантные гвоздики, хризантемы, каллы, фрезии, ан­туриум, орхидеи и другие. Разнообразны и емкости для аранжировок. Они не только имеют разную высоту, но могут быть как классических, так и оригинальных, нео­бычных форм.

Необходимо отметить, что европейским аранжиров­щикам свойственны некоторые особенности в создании современных цветочных композиций. В аранжировку из срезанных цветов нередко включают сухоцветы и расте­ния из синтетических материалов, к примеру махровую многолетнюю гипсофилу. В такие композиции входят де­коративные травы, сухие злаки, ветки: кермек, ковыль, сухие ветки ивы, пампасная трава и др. В магазинах про­даются готовые наборы цветов, упакованные в красоч­ную бумагу, пакеты, нередко обвитые лентой нужного цвета, которыемогутстатьукрашениемдлялюбого дома.

Очень популярными в европейских странах стали аранжировки с использованием безукоризненно сделан­ных искусственных цветов.

В Голландии составляют цветы в двух композициях. Одна из них состоит из большого количества цветов раз­ных видов и многих сортов, поставленных в одну вазу. Композиция может иметь сферическую или пирамидаль­ную форму. Другая же композиция создается в виде сим­метричного или асимметричного треугольника.

Голландские аранжировщики предпочитают нарцис­сы, тюльпаны и гиацинты, из которых составляют инте­реснейшие композиции.

В Финляндии в композициях искусно сочетают сре­занные и горшечные цветы с цветами искусственными. Популярные в этой стране ирисы, гвоздики, сирень ис­пользуют для создания не только букетов, но и для офор­мления витрин, интерьеров домов, холлов гостиниц, выставочных залов, служебных помещений.

Аранжировщики Швеции создают свои оригинальные композиции, используя в них редкие и малоизвестные растения, такие как лиатрис, молюцелла, а также листья пальмы, драцены, плоды монстеры, злаки.

Неповторимые традиции в составлении букетов, цве­точных композиций и подношении цветов существуют на арабском Востоке. Для аранжировки цветов здесь ис­пользуют корзинки разнообразных форм, сплетенные из целых или разрезанных прутьев ивы. Некоторые корзин­ки бывают высотой до полутора метров и имеют ножки и спинку. Внутрь такой корзинки вкладывают форму из ме­талла, которая не должна пропускать воду. На форме на­ходится держатель из зеленых стеблей, листьев и веток. Если корзина высокая, цветы приходится подвязывать проволокой к деревянным палочкам, вставленным в дер­жатель.

Назад в Оглавление книги


← Букеты и цветочные композиции   В отпуск по случаю свадьбы →