Основные элементы композиции букета

Статьи


Искусно составленный букет - это довольно сложная и кропотливая работа, в результате которой рождается маленькое произведение искусства. Только такой букет способен наиболее полно раскрыть природную красоту самих цветов в сочетаниях их многообразных форм, кра­сок и размеров. Оформление букетов означает рацио­нальное размещение и соответствующую развитию растений обработку цветов. При этом цветы и сосуд дол­жны образовывать единое целое и должна по возможнос­ти проявляться красота формы и окраски каждого цветка. Создать красивую цветочную композицию не так просто, для этого нужно знать основные правила ее построения. Во всех видах изобразительного искусства существуют за­коны композиции, главные из них должен знать любой начинающий аранжировщик, желающий создать удач­ную композицию. Ниже мы приводим основные правила и приемы:

-Правильное расположение, сочетание и соотноше­ние цветов, зелени и вазы по размеру, форме и цвету;

-Простота композиции, экономное использование основного и вспомогательного материала, естественное, асимметричное размещение растений разной высоты в вазе;

-Четкость и выразительность линий, образуемых рас­тительным материалом;

-Использование, помимо цветов, трав, ветвей, пло­дов, коряг, камней и др.;

-Соответствие аранжировки интерьеру и назначе­нию;

-Соблюдение масштаба и других основных вырази­тельных средств композиции - пропорции, равновесия, контраста, акцента и др.

Безусловно, сложная аранжировка из разнообразных цветов, злаков, листьев, веток, коряг подразумевает зна­ния основных элементов композиции и их правильного использования. К ним относятся: точка, линия, располо­жение, форма, объемность, пропорции, поверхность, масса, контраст, свет, освещение, акцент, равновесие и др. Остановимся подробнее на некоторых элементах.

Точка

В любой композиции должен быть элемент, который называется фокусной точкой, центром внимания, доми­нантой. Такая точка берет на себя главную важную и эф­фектную часть всей композиции. Точка не имеет направления, но может быть центром притяжения взгля­да. В аранжировке такой фокусной точкой может быть красивый цветок или целая их группа, привлекательные своей формой или окраской, а также пучок травы, круп­ный лист, необычное сочетание растений по форме и цвету. И в то же время такая точка не должна быть выра­зительной сверх меры, чтобы не потеряла эффект компо­зиция в целом, чтобы один элемент композиции не отвлек внимания от других ее частей.

Линия

Именно линией композицияотграничиваетсяотокру-жающего пространства, поэтому от этого элемента зави­сит ее форма. Линия имеет направление, и кажется, что она движется и живет. При виде разных линий у человека возникают и разные чувства. К примеру, горизонтальная линия в аранжировке создает ощущение спокойствия, фундамента, земли, выражает плоскость, холод. Что же касается вертикальной линии, то она создает ощущение радости, праздника, восходит к свету, солнцу, выражает высоту и тепло. По-разному воздействуют на человека наклонные линии. Поднимающиеся вверх слева направо, вызывают активность, ощущение взлета, подъема. Ли­нии, опускающиеся вниз слева направо, вызывают пас­сивность, ощущение печали, скорби.

Зная возможности разных линий, можно с их по­мощью сделать аранжировку динамичной, придать ей оп­ределенную скорость. Линия, вертикально падающая, дает ощущение ускорения, поднимающаяся - ощущение замедления. Движение линии слева направо всегда ка­жется более быстрым, чем справа налево.

Придать аранжировке определенный характер может помочь правильно выбранная линия. Необходимо только помнить, что линия бывает легкой и взвивающейся, из­вилистой и волнообразной, напряженной и зажатой, жесткой и нервной. Выходящие под разными углами из одной точки наклонные линии дают ощущение остроты, громкости, но в том случае, если они имеют одинаковую длину и как бы замкнуты в круге - дают ощущение мяг­кости. В букете бидермейер используется именно это свойство линий.

Требуют к себе внимания и падающие линии. Если вы хотите включить их в аранжировку, постарайтесь, чтобы их концы поднимались и не создавалось тягостного ощу­щения обреченности. Ампельные растения тоже нужно подбирать с поднятыми кончиками, чтобы композиция внушала надежду.

Символом тяжелых условий жизни может быть восп­ринята разорванная линия из грубой ветки. А наклонная линия из ветки с набухшими почками выражает плодоро­дие, изобилие, силу и спокойствие. О возможностях этих линий нужно помнить, вовремя их заметить и, конечно, постараться удачно использовать в создаваемой аранжи­ровке.

Создать определенный образ композиции нередко по­могают сами растения. К примеру, если вам нужен образ бесконечного, можно использовать аконит, наперстянку, дельфиниум, вербаскум, сансевьеру и др. Эти растения создают почти перпендикулярные, устремленные вверх линии. Но, чтобы они не потеряли свой образ и красоту, не закрывайте их другими растениями - они нуждаются в свободном пространстве.

Если вам нужно получить в композиции линии роста, стремящиеся ввысь и расходящиеся в конечной точке в разные стороны, используйте лилии, амаралис и стрелиции. Эти растения рекомендуется помещать в середине букета, чтобы над ними и вокруг было достаточно прост­ранства. Их главная часть - стебель, он должен обяза­тельно оставаться на виду, его нельзя закрывать и укорачивать. Только в этом случае благородные формы цветов будут в выигрыше.

Взвивающиеся вверх и в стороны линии роста имеет тюльпан, гербера, фрезия, гвоздика, форзиция, хлорофи-тум и многие травы. Используя эти растения в аранжи­ровке, вам удастся получить диагональ, разделяющуюся на две части: горизонтальную, символизирующую уходя­щее к закату солнце, и вертикальную, символизирующую полдень. Тот или иной характер аранжировки зависит от угла наклона диагонали.

Если говорить непосредственно об особенностях не­которых растений, можно отметить, что юкка и кордили-на дают лучеобразно расходящиеся линии роста; такие лианы, как клематисы, плющи, актинидии, дают изви­листые, волнистые и причудливые линии; традесканция, аспарагус и другие ампельные растения образуют ниспа­дающие линии и нередко являются посредником между растениями и сосудом.

Эталоном красоты и изящности при составлении цве­точной композиции является так называемая «линия кра­соты». Это S-образно изогнутая линия, созданная английским художником XVIII века У. Хогартом. Он об­наружил эту линию в цветах и в других формах, служащих украшением, к примеру, в корсетах.

Расположение

Геометрическое построение цветочных композиций может быть основано на симметрии и асимметрии - двух принципах построения живой и неживой природы. Сим­метричные аранжировки зрительно можно разделить на две равные части, в которых как зеркальное отражение одинаковы величина, форма и цвет (рис. 40-а).

Такая композиция производит впечатление строгости, уравновешенности и парадности. Что касается асиммет­ричных аранжировок, то их нельзя разделить на две рав­ные части. Эти композиции живописнее, свободнее и отражают естественный ха­рактер роста растений (рис. 40-б).

Вариантов расположе­ния растительного матери­ала в аранжировках множество, и они могут быть как симметричные, так и асимметричные. И это видно из схем строения соцветий самих цветочных растений, которые можно взять за основу построения композиции. Примером могут служить колос глади­олуса, метелка сирени, зонтик укропа и др.

Форма

Форма букета зависит от нескольких факторов: назна­чение букета, характер цветов, форма и размер вазы, за­мысел аранжировщика. Букет может быть круглый, овальный, вертикальный, треугольный, серповидный, S-и L-образный (рис. 41).

Рис. 41. Формы букетов

Круглый букет нередко используется для оформления помещений к приему гостей, его составляют так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Перед тем, как сделать букет, цветы надо сгруппировать по размеру и ли­нии стеблей. При составлении композиции прямой и длинный стебель ставят в центре, а более изогнутые - по бокам.

Все цветы в круглом букете должны смотреть вперед, а не поворачиваться в глубь букета. Стебли растений не должны пересекаться друг с другом, чтобы не создавать своеобразного беспорядка в композиции. Зелень для аранжировки располагают как вокруг, так и внутри буке­та.

В центральной части такой круглой композиции не­редко размещают крупные цветки округлой и шарообраз­ной формы, такие как пионы, гвоздики, цинии, розы. Они, в свою очередь, придают шарообразную форму всей композиции. При использовании в круглом букете расте­ний с нежной ажурной листвой и мелкими изящными цветками их соцветия располагают в верхней части ком­позиции. Примером таких растений могут служить гип-софила, аспарагус, дрожалка, тысячелистник.

При желании создать вертикальную форму букета ре­комендуется использовать растения с соцветиями в виде колоса на прямом и жестком стебле. К таким растениям относятся: аконит, шалфей, гладиолус, дельфиниум. С их помощью можно составлять и овальные композиции, ус­танавливая растения не вертикально, а под небольшим углом, используя при этом большое количество зелени.

Более разнообразный ассортимент цветов можно ис­пользовать в букете треугольной формы. В этом случае высота создаваемого треугольника будет непосредствен­но зависеть от высоты самих растений. Чтобы составить приятную асимметричную треугольную композицию при числе цветов меньше двенадцати, нужно брать нечетное количество растений. Форму композиции помогут при­дать ветки туи, можжевельника, ивы, дуба.

В аранжировках S-образной и серповидной формы большую роль играют травы, злаки, ветки кустарников и деревьев. Нужно отметить, что эти растения незаменимы в аранжировках асимметричных форм.

Объемность

Цветы и ветки в букете должны создавать впечатление объемности, многоплановости, избегайте расположения головок цветов в одной плоскости. Такой букет получит­ся скучным и даст возможность видеть только первый ряд цветов. Чтобы полнее ощутить глубину композиции, ре­комендуется одну или две веточки или цветка поместить в тыльной части композиции и наклонить их назад.

Плоский сосуд

Рис. 42. Классическая пропорция «золотое сечение»

Пропорции. В составлении букета важную роль играет соразмерность - определенное соотношение частей меж­ду собой и целым, в данном случае между высотой или ди­аметром вазы, цветов над ней и всей композиции в целом. Эти соразмерности имеют свое название - пропорции. Основой пропорции с древних времен считается «золотое сечение». Эта пропорция возникает, когда линию делят на два неравных отрезка. В этом случае меньший отрезок относится к большему так же, как больший к целому. В аранжировке цветов это выражается в следующем соот­ношении - 3:5=5:8, что означает: в композиции высотой в 8 частей 3 части составляет высота вазы, а 5 частей - вы­сота цветов над ней. Распишем эти соотношения подроб­нее:

высота букета : высота вазы - 5:3 ширина букета : ширина вазы - 5:3 общая высота : высота вазы - 8:5. Если для композиции вы используете низкую вазу, то вместо ее высоты в соотношении участвует диаметр. Если

используете плоскую вазу, то самый высокий цветок, сто­ящий в ней, должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. Указанные пропорции размеров человеческий глаз воспринимает с наименьшей затратой энергии, благода­ря этому появляется ощущение гармонии (рис. 42).

Поверхность

При создании определенной композиции и особом подборе цветов обязательно должны учитываться осо­бенности восприятия поверхности растений. Структура их поверхности может восприниматься жесткой или мяг­кой, матовой или блестящей, шероховатой или гладкой и т. п. Поверхности одних растений могут напоминать че­ловеку шелк, бархат, парчу, других - стекло, фарфор, ме­талл.

Цветы розы, гвоздики, душистого горошка, плодовых растений имеют шелковистую поверхность. Их рекомен­дуется ставить в сосуды из стекла и фарфора. Бархатис­тую поверхность имеет листовая бегония, шерстистую - стахис. С такими поверхностями удачно гармонируют вазы из неглазурованной керамики. Листва фикуса, ка­мелий, антуриума имеет металлическую поверхность, для таких растений подходят металлические и фарфоровые сосуды. Фарфоровая поверхность - у цветков тюльпана, цикламена, орхидеи, нарцисса, ландыша. Эти растения рекомендуется ставить в стеклянные и фарфоровые сосу­ды.

Масса

Цветы в аранжировке могут быть представлены в еди­ничном виде или в массе. Существуют цветы, сами по себе производящие впечатление, поэтому их можно ис­пользовать в виде одиночного растения. Эффектно, вы­разительно и элегантно выглядят розы, гвоздики, орхидеи, антурии. Размещают их так, чтобы они возвы­шались над другими растениями. Такие цветы можно со­бирать и в малые группы. Малые группы также можно делать из тюльпанов, нарциссов, цикламенов. Немного­численные группы могут составлять флокс, дельфиниум, георгины, гладиолусы, подсолнечники, початки рогоза и кукурузы, хризантемы, ветки с плодами или листьями, потому что эти растения отличаются крупным размером или имеют много цветков и ярко окрашены. Ставить их лучше в глиняные горшки или керамические вазы.

В массе или в пучках красиво смотрятся многие летни­ки и двулетники, среди которых: бархатцы, маргаритки, анютины глазки, ноготки, незабудки; мелколуковочные: мускари, пролеска, сцилла; почвопокровные: камнелом­ка, седум, печеночница. Хорошо выглядят в массе астры, космеи и, конечно, луговые цветы. Выполняя аранжи­ровки из большого количества таких цветов, мелкие рас­полагают под высокими растениями. В том случае, если композиция состоит из нескольких масс разнообразных цветов, внимание аранжировщика должно быть сосредо­точено на их гармоничном или контрастном сопоставле­нии.

Контраст

В аранжировке контраст используется как излюблен­ный прием, который способен придать необычный эф­фект и эмоциональность цветочной композиции.

К примеру, контраст можно создать, расположив ря­дом с массой цветов или с крупным листом изящные тон­кие растения изогнутых форм. Эффект контраста достигается, когда в одной композиции с листом глянце­вой поверхности соседствуют опушенные растения, с за­мысловатыми цветами и ветками - строгие классические растения, с темной спокойной зеленью - светлые пят­нистые листья.

Свет

При аранжировке растений необходимо принимать во внимание условия освещения и их влияние на восприя­тие цвета, особенно если композиции создаются для ук­рашения комнат, витрин и интерьеров общественных зданий. Ведь на восприятие цветочной композиции силь­но влияет освещенность.

Доказано, что при ярком солнце притупляется способ­ность различать цвета, особенно это касается таких теп­лых тонов, как красные и оранжевые. В средней полосе глаз человека различает больше оттенков, чем на юге. Че­ловек днем максимально чувствует красные тона, а в су­мерках - сине-голубые. В это время суток сначала потухает и сереет красный цвет, затем желтый, потом - зеленый, но синий цвет не сереет и не темнеет, а, напро­тив, становится светлее и ярче.

В помещении при разном освещении цвет тоже ведет себя по-разному: при газовом освещении - бледнеет, при свече - краснеет, при электрическом свете, близком к дневному, отклонения зависят от интенсивности света. Самое сильное влияние на изменение окраски имеет цветной искусственный свет. При красном освещении белый цвет кажется тоже красным, при зеленом свете красный кажется коричневым, при синем - фиолетовым. Оранжевый цвет при зеленом свете кажется желтым, при красном - красно-оранжевым, при синем - коричневым.

А вот в темноте могут светиться сами растения. Этим свойством обладают известные всем герань, настурция, красная лилия, вербена.

Итак, знание основных элементов композиции и умение их правильно применять в аранжировке растений помогут достичь гармонии в их составлении даже при наличии не­большого количества используемого материала. Ведь те­перь вы сможете выбрать те элементы, которые наиболее подходят друг к другу, а не превращать композицию в груду неподходящих цветов, коряг, веток и другого декоративного материала. Вспомните одно мудрое изречение: «Вырази­тельность скупа, а все лишнее безобразно».

Назад в Оглавление книги


← Обосновываем затраты на корпоратив   Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики →