Цвет. Его значение в аранжировке

Статьи


Эффект аранжировки в конечном счете зависит от цвета входящего в нее растительного и искусственного материала. Объясняется это тем, что человек, взглянув­ший на какой-нибудь предмет, в первую очередь воспри­нимает его цвет, а уже потом форму. Цвет наиболее сильно действует на человека, так как воздействует на пассивно воспринимающий мозг. Что же касается восп­риятия формы предмета или композиции в целом, этот процесс требует активной организующей работы мозга.

Занимаясь аранжировкой растений, необходимо знать основные свойства цвета, такие как тон, насыщенность, яркость (светлота), а также учитывать эмоциональное воздействие цвета на человека.

Цветовые ряды

На основе главных цветов спектра - желтого, красно­го, синего и зеленого, и промежуточных, производных цветов - оранжевого, фиолетового, сине-зеленого и жел­то-зеленого, была разработана шкала цветов, так называ­емая колориметрическая шкала. Она облегчает компоновку красок и, согласно ей, все цвета делятся на два цветовых ряда - ахроматический и хроматический (в переводе с греческого языка слово «хрома» значит «цвет»).

К ахроматическим цветам относятся белый и черный со всеми промежуточными оттенками, являющимися производными от смешивания белого и черного, то есть все серые тона. Оттенки ахроматических цветов могут быть более светлыми или темными.

К хроматическим цветам относятся основные и произ­водные цвета спектра, а также всевозможные оттенки, которые образуются в результате их смешивания и пере­ходов от одного цвета к другому.

В свою очередь, хроматические цвета делятся на теп­лые, или активные, - красные, оранжевые, желтые, и хо­лодные, или пассивные, - голубые, синие, фиолетовые. Переходом от теплых к холодным тонам является зеле­ный цвет, который играет большую роль при создании цветочных композиций. К теплым тонам относится его сочетание с желтым - желто-зеленый цвет, а к холодным тонам относится его сочетание с синим - сине-зеленый цвет. Теплые тона называют активными тонами, так как они выступают вперед, что же касается холодных тонов, то они как пассивные отступают назад. Такие свойства необходимо учитывать при аранжировке цветов.

Характеристики ощущения цвета. Сочетаемость

Любой хроматический цвет имеет цветовой тон, насы­щенность и светлоту, или яркость.

Основной характеристикой ощущения цвета считает­ся цветовой тон, который определяется доминирующей длиной волны. В видимом спектре насчитывается около 130 цветовых тонов. Когда смешиваются излучения нача­ла и конца спектра, образуется еще до 30 пурпурных то­нов, различимых глазом человека.

Характеристикой степени хроматичности цветового тона является насыщенность. С ее помощью различается два цвета, имеющих один тон, но разную степень хрома-тичности. Насыщенность измеряется в процентах от на­сыщенности тонов спектра, которая равна 100%.

Светлота, или яркость, показывает общее между ощу­щением хроматического и белого цветов. Эта характерис­тика измеряется в процентах от яркости белого образца - молочного стекла или магниевой пластинки, равной

100%.

Существуют правила благоприятных цветовых сочета­ний. Дело в том, что глаз человека воспринимает сразу все цветовые тона, составляющие солнечный луч, но в том случае, если на него долго и сильно воздействовать толь­ко одним лучом спектра, глаз устает и стремится своими силами воспроизвести другие, недостающие цвета. К примеру, если человек долго смотрит на пятно зеленого цвета, то через какое-то время возникает ощущение, что вокруг этого зеленого пятна появляется ореол красного цвета. Именно на этом свойстве глаза и основаны прави­ла благоприятных цветовых сочетаний.

В каждой паре цветовых тонов, которые как бы допол­няют друг друга, находится одна из основных окрасок - желтая, красная, синяя, и одна из дополнительных - оранжевая, фиолетовая, зеленая. Возникновение допол­нительных окрасок произошло из смешения основных: оранжевая возникла при смешении желтой и красной, фиолетовая - при смешении красной и синей, зеленая - при смешении желтой и синей.

Занимаясь аранжировкой цветов и стремясь получить благоприятные сочетания окраски растений, входящих в композицию, нужно цветы основной окраски размещать с цветами, имеющими окраску дополнительную, не со­держащую в своем составе данной основной окраски. Удачно сочетаются растения красные с зелеными, синие с оранжевыми, желтые с фиолетовыми. Основные цвета

- синий, желтый и красный, между собой дают благопри­ятные сочетания.

Основываясь на сказанном выше, в композиции мож­но использовать растения шести основных и дополни­тельных хроматических цветов. В основном цветочные растения бывают не чистых спектральных окрасок, а их переходных оттенков. Поэтому их включили в цветовые круги, насчитывающие от 6 до 24 тонов. Конечно, коли­чество цветовых тонов в видимом спектре гораздо больше

- их 150, но для работы аранжировщика достаточно и 24 тонов цветового круга.

В искусстве составления цветочных композиций пользуются большим цветовым кругом, предложенным немецким декоратором Оствальдом (рис.43-а). Каждой цифре в этот круге соответствует свой цветовой тон: 1 - лимонно-желтый, 2 - желтый, 3 - золотисто-желтый, 4 - желто-оранжевый, 5 - красно-оранжевый, 6 - киповарно-красный, 7 - красный, 8 - карминно-красный, 9 - пурпурно-красный, 10 - пурпурно-фиолетовый, 11 -фи­олетовый, 12 - сине-фиолетовый, 13 - синевато-фиоле­товый, 14 - ультрамариновый, 15 - средне-синий, 16 - синий, 17 - васильково-синий, 18 - бирюзовый, 19 - цвет морской волны, 20 - изумрудно-зеленый, 21 - си­не-зеленый, 22 - средне-зеленый, 23 - хлорофилловый, 24 - желто-зеленый.

Рис. 43

Для цветочного круга существуют специальные шаб­лоны Оствальда, которыми нужно пользоваться для того, чтобы с помощью круга подобрать растения с благопри­ятным сочетанием окрасок, не режущих глаз. Сделать та­кие шаблоны просто. Нужно нарисовать шесть кругов того же размера, что и цветовой круг, но не делить их на 24 части, а сделать 2, 3, 4 прорези шириной, равной 1 части круга и расположенные так же, как показано на рисунке 43-б. Если готовые шаблоны вращать по цветовому кругу, в их прорезях будут обозначены гармоничные сочетания из 2, 3 и 4 цветовых тонов, которые можно использовать в аранжировке.

К примеру, два дополнительных цвета могут создать гармоничный контраст: лимонно-желтый и сине-фиоле­товый, пурпурный и сине-зеленый. Тройное гармоничное сочетание могут дать следующие оттенки: лимонно-желтый, пурпурно-фиолетовый и бирюзовый или карминно-красный, синий и желто-зеленый.

При тройных сочетаниях всегда используется один из цветов зеленого диапазона. Поэтому, если добавить зе­лень в несколько цветов, имеющих двойное сочетание, можно получить тройное сочетание цветов. При тройном сочетании два цвета могут быть равноценными, но один цвет может выступать доминантой композиции.

В дополнение к сказанному о сочетаемости цветов нельзя не упомянуть о созданной французским художни­ком Э. Делакруа оригинальной теории цвета. Ее главным достижением стал треугольник основных цветов, кото­рый со временем трансформировался в круг контрастов (рис. 44).

Рис. 44. Сочетание цветов

В нем представлено три основных цвета - жел­тый, красный и синий, и три дополнительных, образо­ванных двумя смежными основными цветами, - оранжевый, фиолетовый и зеленый. Сочетания цветов могут быть трех типов:

- Контрастные - сочетания красок, находящихся в круге напротив друг друга;

- Характерные - сочетания красок, расположенных через одну зону круга;

- Дисгармоничные - сочетания красок, расположен­ных рядом по кругу.

Нужно помнить, что на фоне контрастного любой цвет воспринимается более насыщенным. В то же время близ­кие по тону цвета, которые расположены рядом друг с другом, нивелируют свою насыщенность.

Как уже говорилось выше, кроме цветового тона, су­ществуют еще такие понятия, как насыщенность окраски и светлота, или яркость, которые также необходимо учи­тывать, создавая композицию из растений. При одинако­вой насыщенности двух контрастных цветов человеческий глаз ощущает некоторое раздражение. Нужно, чтобы цветки одного из растений или сосуд, в ко­тором они стоят, имели более слабую окраску. К приме­ру, всегда производит более приятное впечатление сочетание ярко-оранжевой купальницы с нежно-голубы­ми колокольчиками, чем сочетание золотистых ноготков с темно-фиолетовыми георгинами или с вазой того же цвета, которое раздражает глаз блеском и насыщеннос­тью своих красок. Но в то же время, если в композиции есть растение ненасыщенного, вялого цвета, необходимо поставить рядом с ним такое растение, которое бы усили­ло ощущение насыщенности цвета первого растения. Для этого нужно помнить, что у бледно-красного усилится насыщенность рядом с зеленым, у бледно-желтого - ря­дом с синим, у бледно-фиолетового - рядом с зеленым.

Цветовой тон и насыщенность отсутствуют у ахрома­тических цветов, необходимо помнить, что они имеют только светлоту, или яркость. Эти цвета вы легко найдете в солнечном спектре - черный, белый, серый, и о нихуже говорилось выше. Благодаря этим цветам возможно уси­лить или ослабить насыщенность растений одного цвето­вого тона в аранжировке. К примеру, композиция может состоять из цветов одного вида: только из белых, голубых и темно-синих колокольчиков или из гвоздик от бледно-розовой до темно-красной окраски. В аранжировке могут использоваться и разные растения, имеющие различную насыщенность одного цветового тона. Например, компо­зицию составляют из гвоздик, хризантем и гербер желто­го цвета - от бледного до коричневатого.

Фон также является немаловажным фактором при сос­тавлении аранжировки. Он влияет на цветовую гармо­нию, с его помощью можно оттенить красоту отдельного цветка или линии. Приятное цветовое сочетание образует фон серого, черного и белого цвета, но композиция из бе­лых цветов пропадет на фоне светлой стены, а сухоцветы и некоторые сухие травы потеряются на сером фоне. Так что неудачно выбранный фон может испортить всю аран­жировку.

В качестве фона для цветочной композиции может служить не только стена, но и плетение из лозы и солом­ки, драпировка из цветной ткани, деревянные или стек­лянные панели.

Воздействие цвета на человека. Символика цвета

В искусстве аранжировки растений необходимо учи­тывать, что все цвета воспринимаются как оптически, так и эмоционально, то есть они воздействуют как на глаз че­ловека, так и на его чувства, эмоции. Если при составле­нии композиции не учитывать оптическое воздействие цвета, то она может потерять глубину, исчезнет ее объем­ность, композиция станет плоской. Нужно помнить, что светлые тона расширяют и приближают пространство, а темные, наоборот, - сужают и удаляют.

При составлении композиции вам поможет таблица, приведенная ниже.

Таблица 1

Цвет

Оптическое воздействие

желтый

расширяет, удаляет, повышает

оранжевый

раздваивает, приближает, освещает

красно-оранжевый, карминный

сужает, снижает, соединяет, наступает

электрик

немного сужает, немного снижает, раздваивает

зеленый

немного сужает, объединяет

желто-зеленый

расширяет, отодвигает, возвышает, раздваивает

пурпурный

сужает, приближает, связывает, ограничивает, омрачает

фиолетовый

сужает, снижает, сжимает, омрачает

голубой

расширяет, удаляет, повышает, раздвигает, осветляет

синий

снижает, приближает, уко­рачивает, обобщает

белый

расширяет, повышает, раздвигает, осветляет

черный

приближает, подавляет, угнетает

 

красно-коричневый

сужает, снижает

 

желто-коричневый

немного сужает, немного снижает

 

       

Каждому цвету соответствует определенная длина волны и, следовательно, определенная частота колеба­ний. Эти световые волны являются основой для восприя­тия цвета, именно они раздражают чувствительные клетки глаза. Раздражение глазного нерва передается центральной нервной системе и включается в общую функциональную систему организма. Поэтому цвета мо­гут вызывать разные эмоции: успокоение, равнодушие, оживление, возбуждение, а также ощущения тепла, холо­да, пушистости. Иногда цвета могут стимулировать, под­стрекать, лишать воли, вызывать различные ассоциации - с морским дном, свежестью.

Особым свойством цвета является светосила, придаю­щая окраске особую привлекательную силу и создающая у человека ощущение тепла или холода. Все теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый) благоп­риятно влияют на человека. Холодные тона (синий, фио­летовый, сине-зеленый) воспринимаются человеком хуже и отрицательно влияют на его самочувствие. Как правило, светлые цвета теплые, дают ощущение легкости и особенно близкие для глаза. Темные цвета, наоборот, излучают холод, воспринимаются как тяжелые и далекие. Поэтому не случайно в аранжировке предпочтение отда­ется теплым, светлым тонам и их рекомендуется исполь­зовать как основные, создавая с их помощью главную группу или центр всей композиции, а темные, холодные тона играют вспомогательную роль, их используют как дополнительные. Светлые цвета в аранжировке должны находиться перед темными или над ними, легкие - перед тяжелыми, теплые - перед холодными.

На основе научныхнаблюдений установлены реакции человека на цвета:

- Желтый цвет - ощущение тепла, света, солнца, ве­селья, легкости, рыхлости, пушистости;

зеленовато-желтый - слегка ядовитый, сернистый, жесткий.

- Оранжевый цвет - ощущение сильного тепла, плот­ности, компактности, полноты жизни, радости, сильно действует.

- Красный цвет - активный, трудно подавить други­ми, наиболее действенный;

светлые оттенки - действуют возбуждающе, волную­ще, наступательно;

темные оттенки - действуют серьезно, солидно, тяже­ло, успокаивают.

- Фиолетовый цвет - светлый, но и мрачный, проч­ный, массивный, прохладный, густой, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при боль­шой поверхности может оказывать негативное действие, когда его много, угнетает.

- Синий цвет - тяжелый, тихий, строгий, ощущение прохлады, чистоты, холодный, но полный энергии, отда­ляющий, густой, влажный;

голубой - действует как ясный, чистый, оживленный, легкий, воздушный, разреженный, но холодный.

- Зеленый цвет -самый благоприятный для глаз, ус­покаивающий, умиротворяющий, связующий, освежаю­щий, пассивный;

светло-зеленый - действует оживленно, весело;

темно-зеленый - действует сдержанно, холодно, отс­тупает рядом с желтым, оранжевым и красным, оттесняет синий на второй план.

- Белый цвет - нейтральный, легкий, рыхлый, не воз­действует тепло или холодно, создает сильный контраст с темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность.

- Черный цвет - нейтральный, тяжелый, густой, ус­тойчивый, не воздействует тепло или холодно, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов, уменьшает объемность.

Красиво выполненная цветочная аранжировка дейст­вует на человека благоприятно, но, если в ней использо­ваны растения и материалы некоторых особых окрасок, она может усиливать физиологическое воздействие - улучшать или ухудшать работу организма, или психоло­гическое - улучшать или ухудшать настроение. Не только цвет, но и сочетание цветов оказывает различное воздей­ствие на человека.

Ниже мы приводим таблицу, в которой более наглядно показано воздействие цвета и его сочетаний не только на психику человека (об этом уже говорилось выше), но и на его физиологию.

Таблица 2

Цвет (сочетание цветов)

Физиологическое воздействие

Психологическое воздействие

 

Красный

Увеличивает кро­вяное давление, ритм дыхания,

стимулирует мозг, повышает мы­шечный тонус,

является физичес­ким стимулято­ром

Вызывает силь­ные эмоции, пси­хологически повышает темпе­ратуру окруже­ния, является психическим сти­мулятором

 

Красный с фиолетовым

-

Вялое, слабое

 

Красный с синим

-

Динамичное, жизнеутверждаю­щее

 

Красный с желто-зеленым

-

Активизирующее

 

Красный с черным

-

Угнетающее

 

Красный с белым

-

Жесткое, неорга­ничное

 

Красный с серым

-

Теплое, приятное, если серого боль­ше, то строгое

 

Оранжевый

Улучшает пище­варение, ускоряет ток крови

Может как успо­каивать, так и раз­дражать

 

Желтый

Стимулирует зре­ние, мозг, нервы, успокаивает пси­хоневрозы

Хорошее настрое­ние, радость, бод­рость

 

Желтый с белым

-

Вялое

 

Желтый с оранже­во-красным

-

Жизнерадостное, активное

Желтый с пурпурным

-

Парадное

Желтый с желто-зеленым

-

Освежающее

Желтый с сине-зеленым

-

Успокаивающее, холодное

Зеленый

Уменьшает давле­ние, расширяет сосуды, успокаи­вает и облегчает невралгию, миг­рень, психические заболевания,хо­рошо действует на утомленное зре­ние

Освежающее, и успокаивающее

 

Зеленый с оранжевым

-

Радостное

Голубой

Снижает мускуль­ное напряжение и давление, снижа­ет пульс и ритм дыхания

Успокаивающее, создает иллюзии, уводит от реального, пробуждающее размышление,но от длительного восприятия появ­ляются усталость,

угнетенность. Психологически понижает темпе­ратуру окружения

Синий с фиолетовым

-

Отступающее, требует хорошего освещения, при­годно для юга

Синий с зеленым

-

Холодное, непод­вижное

 

Синий с белым

-

Прохладное, чис­тое

 

Синий с серым

-

Холодное, неу­довлетворяющее чувство

 

Синий с оранжевым

-

Живое, возбужда­ющее

 

Фиолетовый

Увеличивает вы­носливость

Вызывает печаль, меланхолию, деп­рессию

 

Фиолетовый с зеленым

-

Нереальность

 

Назад в Оглавление книги


← Фельдман Н.И. Японские праздники   Цветы и композиции в интерьере →