Материалы для аранжировки

Статьи


Уделив должное внимание теоретическим вопросам составления цветочных композиций, перейдем непос­редственно к овладению практическими навыками аран­жировки. В первую очередь остановимся на основных приемах подбора, подготовки и обработки материала для композиции.

Материал, который используется в аранжировке, бы­вает двух видов - растительный и нерастительный. К растительному материалу относятся цветы, листья, ветви, плоды, семена, травы, стволы, коряги, пни. К нерасти­тельному, или декоративному, материалу - бумага, стек­ло, перья, камни, ленты, металл, ткань, плетение, кружева.

Растительный материал

Цветы

В аранжировках используются цветки и соцветия сре­занных (оранжерейных), горшечных, садовых и дикорас­тущих растений. Последнее время очень расширился ассортимент оранжерейных цветов как за счет выведения новых сортов роз, хризантем, гвоздик, тюльпанов, нар­циссов, крокусов, каллов, так и за счет появления в цве­точных магазинах орхидей, гербер, лилий, стрелиции, антуриума, фрезии, амариллисов и других редких расте­ний.

В цветочных композициях хорошо смотрятся и соцве­тия азалии, сенполии, цикламена, гортензии, цинерарии, бальзамина, каланхоэ, бегонии, гибискуса, кринума и других горшечных растений.

В течение всего вегетационного периода материалом для аранжировки служат садовые и дикорастущие расте­ния. Весной начинают цвести гиацинты, нарциссы, тюльпаны, крокусы, примулы, сциллы, маргаритки, не­забудки, анютины глазки, анемоны. Выбор цветов летом очень велик: бархатцы, настурция, пионы, ирисы, ду­шистый горошек, ноготки, подсолнечник, цинния, ту­рецкая гвоздика, наперстянка, садовая ромашка, колокольчики, люпин, астильба, гладиолусы, дельфини­ум, флоксы, лилии, рудбекия. Осенью продолжают цвес­ти многие летние цветы, а также георгины, монтбреция, солидаго, золотые шары, астры. Популярными растения­ми для составления композиций считаются сухоцветы: бессмертник, гипсофила, кермек, гомфрена, ксерантеум, акроклиниум. Вместе с засушенными соцветиями деко­ративных луков, пижмы, гортензии, тысячелистника, борщевика, злаков сухоцветы часто используются в зим­них букетах.

В качестве растительного материала в аранжировках используют оригинальные соцветия дикорастущих рас­тений, среди которых однолетние и многолетние травы: тростник, ковыль, мискантус, пампасная трава, трясун­ка, ячмень гривастый, зайцехвост, пшеница, рожь, конс­кий щавель, частуха, подорожник, а также свежие или засушенные соцветия водяных растений - рогоза, ка­мыша, осоки, пушицы. Оригинальным вспомогательным материалом являются также ветки, листья, плоды, коря­ги, пни.

Листья

Разнообразные окраска и форма листьев способны удачно дополнять и оживлять композиции из цветов. В аранжировках нередко используются листья таких гор­шечных растений, как антуриум, адиантум, аукуба, диф-фенбахия, драцена, монстера, камелия, пальма, плющ, сансевьера, сциндапсус, циперус. Хорошо сочетаются с цветами и листья садовых многолетников - астильбы, арунтуса, бадана, ириса, каллы, канны, хосты, а также оригинально смотрятся за счет своих форм и окраски листья зеленных культур - петрушки, салата, кориандра, декоративной капусты, базилика. В качестве вспомога­тельного материала используют и листья злаков. Перед засушиванием им нужно придать правильную форму, и тогда они сохранят свой декоративный вид более дли­тельный период.

Ветки

В аранжировке часто используются ветки цветущих растений. Весной - ветки форзиции, японской айвы, си­рени, вишни; летом - калины махровой, чубушника (жасмина садового), боярышника; осенью - гортензии. Что касается осенних веток, то выбор их в это время года очень велик. Они декоративны не только за счет ярких зо­лотых и пурпурных окрасок листвы, но и за счет созрев­ших на них плодов и семян. Эффектно смотрятся в аранжировке ветки с плодами шиповника, боярышника, барбариса, облепихи, яблони ягодной, калины, рябины, бузины и с крылатыми семенами кленов.

Рекомендуется использовать в композициях и ветки вечнозеленых растений - магонии, лавра, самшита, мож­жевельника, кипарисовика, туи, сосны, лиственницы.

Особое место в аранжировке отводится лианам с кра­сивыми цветками, среди которых - клематисы, жимо­лости, плетистые розы, глициния; с декоративными листьями - виноград амурский и девичий, актинидия, лимонник, древогубец. Лианы в композициях ценятся не только благодаря своим цветам и листьям, главное досто­инство таких ветвей - их форма. Поэтому лианы часто используют не только без цветов и листьев, но и без коры, после удаления которой ветки скручивают в кольца, при­дают им какую-либо нужную форму, связывают проволо­кой или веревкой, чтобы она как можно дольше сохранилась в аранжировке. Хороши для этой цели и вет­ки ивы, которым после очистки коры нередко придаются всевозможные извилистые формы.

При создании оригинальной и неповторимой компо­зиции можно использовать сухие и замшелые ветки, по­беги вереска, а также бересту, лишайники, мхи, грибы-трутовики, коряги, пни и стволы деревьев. Не бойтесь экспериментировать, ведь часто сама природа создает такие необычные, замысловатые формы и очер­тания, способные любую аранжировку превратить в ше­девр.

Плоды

Многие садовые растения интересны для аранжиро­вок не только своими цветами и листьями, но и плодами, семенами и другими декоративными частями. Интерес­ны семенные коробочки ириса, лилии, лилейника, от­лично украсят осеннюю композицию яркие фонарики физалиса, игрушечные плоды декоративной тыквы, «мо­чалки» люффы. Не забудьте использовать и всем извест­ный лунник с полупрозрачными перламутровыми овальными пластинками. Весь этот растительный мате­риал для большего эффекта можно подкрашивать краска­ми, придавать ему более оригинальный вид, гармонирующий с задуманной вами композицией.

Нерастительный материал

Аксессуары

Применение в аранжировке декоративного нерасти­тельного материала нередко делает композицию более насыщенной, яркой и запоминающейся. Этот материал, как правило, входит в композицию как ее составная часть или располагается рядом с ней. Декоративный нерасти­тельный материал часто используется в качестве фона для аранжировки. Для этой цели подходят ткань, стекло, зер­кало, металл, бумага, плетение. Эти материалы нередко выполняют роль столешницы или их применяют для рас­положения фигурок и скульптур, участвующих в компо­зиции. Это могут быть стеклянные шарики, трубочки, пластинки из стекла, бумажная лента, разноцветные сал­фетки из бумаги, по-разному свернутые. К примеру, од­ной из распространенных композиций японских аранжировщиков считается «игра в жмурки»- «куча» бу­мажных салфеток, в которую добавлены цветы.

Декоративным материалом для аранжировки служат перья, камни, кристаллы, бусы, свечи (желательно цвет­ные), синтетические ленты и пленки, разноцветный цел­лофан, фольга, блестящая проволока и многое другое.

Если у вас достаточно фантазии, то недостатка в таком дополнительном декоративном материале не будет.

Сосуды

Впечатление от композиции во многом зависит от подбора сосуда. Предпочтение нужно отдавать емкостям простой, скромной и благородной формы, не слишком яркойрасцветкии без излишнихразрисовокилепки. Ма­териалом для вазы могут быть керамика, стекло, фарфор, фаянс, глина, металлы и сплавы, дерево, лоза и солома. Безусловно, если композиция состоит из живых цветов, то сосуд не должен пропускать воду.

В качестве ваз нередко используют тарелки, салатни­цы, блюда, пепельницы, подносы, разные предметы до­машнего обихода и косметики: кухонные корзинки, котелки, крынки, бутылки, глиняные черепки, металли­ческие и стеклянные банки, пузырьки и даже соломен­ные шляпы.

Поверхность самодельных ваз можно разнообразить, если подготовленный сосуд покрасить, покрыть лаком или клеем, а затем посыпать песком, толченым стеклом, кирпичом, крупой, семенами растений и т. д. К примеру, бутылки из пластмассы, банки их жести можно превра­тить в оригинальные вазы с помощью алебастра, веревки, бусин, раковин, стеблей растений. Вазу можно оклеить корой, ракушками, шляпками желудей или обмотать шпагатом, цветными нитками, предварительно покрыв поверхность сосуда клеем. Любой сосуд можно декориро­вать корягами причудливой формы.

Для букетов из живых цветов подходят покупные или изготовленные своими руками разнообразные кашпо. В кашпо не рекомендуется наливать воду, их заполняют влажным мхом, оазисом, пиафлором, керамзитом.

Из срезов стволов деревьев, грибов-трутовиков, кам­ня, туфа, стеклянных глыб, металла делают вазы-подс­тавки со специальными углублениями и отверстиями, в которых закрепляют держатели для цветов.

В разное время года меняется материал для цветочных композиций, меняются цвет и формы используемых рас­тений, их характер, поэтому в своем распоряжении надо иметь не одну вазу.

Что касается цвета вазы, то нужно помнить, что хоро­шо гармонируют с цветами все оттенки белого, черного, коричневого и зеленого цветов. Форма сосуда также дол­жна соответствовать форме поставленных в него растений. Поэтому цветочные вазы должны быть, по воз­можности, разных форм. Хорошо смотрятся керамичес­кие вазы. Они могут быть легкими, тяжелыми, с узким или широким горлом, вытянутые и широкие, оригиналь­ной формы. Практически всегда подходят для букета фарфоровые и стеклянные вазы из дымчатого или цвет­ного стекла. Многие цветы с выигрышем смотрятся в ва­зах из меди, олова, латуни, серебра. Нередко используют вазы деревянные, плетеные, пластмассовые.

Если говорить о сосудах вычурных, непропорциональ­ных, с бросающимися в глаза формами, пестрыми и пе­регруженными украшениями - они могут испортить всю задуманную композицию и отвлекут внимание от основ­ного аранжировочного материала.

Остановимся на рекомендациях, которые желательно учитывать при выборе подходящей вазы для определен­ных цветов:

- скромные цветы, к примеру, летники, хорошо смот­рятся в простых неглазурованных сосудах или в вазах из дерева, соломы, а также в корзинках;

- для таких крупных и тяжелых цветов, как подсол­нечник и гладиолус, подходят крупные керамические со­суды;

- благородные дорогие орхидеи, антурии, гвоздики, розы, лилии нужно ставить в дорогие стеклянные или ме­таллические сосуды;

- низкорослые растения и цветы с коротким стеблем, такие, как фиалки, подснежники, примулы, анютины глазки, хорошо смотрятся в невысоких плоских вазах;

- изящные, хрупкие цветы и цветы с безлистным тон­ким стеблем ставят в стеклянные или белые фарфоровые сосуды;

- для цветов с жестким стеблем или очень высоких и стройных подходят вазы конической формы, в которых стебли можно ставить наклонно;

- объемные, большие букеты лучше ставить в вазу с отогнутыми наружу краями, чтобы можно было лучше распределить цветы.

Итак, в одном случае выбор вазы может быть связан с уже подобранными ранее растениями, в другом случае аранжировщик задумал композицию и под нее ищет и растения, и сосуд, а в-третьем - ваза уже есть, нужно только подобрать соответствующие цветы. И это тоже непростая задача.

От формы вазы, безусловно, зависит и форма создава­емого в ней букета. Поэтому, если у вас уже есть опреде­ленная ваза, задумайтесь, какая композиция будет ей особенно соответствовать.

Есть некоторые правила, которыми надо руководство­ваться при подборе растительного материала для состав­ления композиции в сосуде определенной формы.

Стройная вытянутая ваза предполагает и цветочную композицию такой же вытянутой формы, и для ее созда­ния нужны длинные цветы с прямыми стеблями - глади­олусы, хризантемы. При этой форме вазы должна сохраниться строгость композиции, поэтому края букета не должны сильно отклоняться в разные стороны.

В стройную вытянутую вазу нельзя ставить букеты ок­руглой, шаровидной, расплывчатой формы.

Высокая ваза с широким горлом подходит для односто­ронней композиции, у которой хорошо разработана пе­редняя часть, а обратная часть почти плоская.

Ваза круглой формы предполагает симметричный букет округлой или овальной формы. Цветы, расположенные снаружи, должны немного склоняться, создавая плавный переход к сосуду.

Ваза асимметричной формы позволяет ставить в ней цветы и ветки свободно и использовать растения причуд­ливых форм с цветами и ягодами, чтобы еще больше под­черкнуть особенности используемого в композиции сосуда.

Маленькая ваза подразумевает и маленький букетик. Его нужно составлять вне сосуда и уже готовым помещать в вазу. В таком букете между цветами нужно оставлять равные промежутки, чтобы был виден каждый цветок.

Большая ваза с широким горлом или с раструбом для луч­шей установки цветов требует использования специаль­ных держателей (о них будет рассказано позже), чтобы растения получили прочную опору.

В заключение этих рекомендаций необходимо уточ­нить, что называется высокой вазой. Высокая ваза - это сосуд, высота которого в 2-3 раза превышает его ширину. Такие вазы могут быть больших размеров и миниатюрны­ми, но главное к ним требование - узкая горловина.

Как уже говорилось выше, материал, из которого сде­лана ваза, определяет характер всей композиции. Оста­новимся подробнее на тех возможностях, которые может предоставить нам использование сосуда из стекла.

Само по себе стекло всегда ассоциируется с чистотой, прозрачностью, кристальностью. Стеклянные и хрусталь­ные вазы лучше использовать по торжественным случаям для хрупких и нежных цветов, дополненных большими листьями, травами и сухоцветами. Иногда на вазах быва­ет рифленый рисунок, желательно, чтобы он соответст­вовал внешнему виду цветов. Прозрачная ваза требует тщательного ухода, чтобы иметь постоянно опрятный вид. В первую очередь это касается воды - она должна быть безупречно чистая. Воду нужно регулярно менять и освежать при помощи льда. Чтобы не нарушить внешний вид композиции, воду отсасывают грушей или маленькой фланелевой тряпочкой. В стеклянной вазе необходимо декорировать все приспособления для крепления расте­ний, пользуясь мхом, камнем или другими материалами.

В то же время прозрачность стеклянной вазы создает не только лишние хлопоты, но и дает больше возможнос­тей для фантазии и новых решений в искусстве аранжи­ровки. Это касается расширения самой композиции, которая может располагаться не только над стеклянной вазой, но и внутри, то есть в воде. Такое решение возмож­но только благодаря прозрачности сосуда.

Декоративный эффект аранжировки, расположенной сверху, усиливают закрепленные внутри вазы головки цветов - гвоздики, сирени. Крепиться они могут с по­мощью лианы или проволоки. Лианы используются как с листьями, так и без них, а что касается проволоки, то она тоже может нести в воде декоративную функцию, если имеет яркий или блестящий цвет.

Водную композицию могут составлять не только рас­тения, но и каменистый наполнитель, стеклянные шари­ки, конусы из фольги. Воду можно даже подкрасить, конечно, в те тона, которые будут гармонировать с цвета­ми композиции. Подкрашивают воду, к примеру, марган­цовкой, добиваясь с ее помощью разных оттенков - от бледно-розового до малинового.

В стеклянном сосуде оригинально смотрится каме­нистый наполнитель, особенно если он окрашен в один или несколько цветов. Кладется он в вазу слоями, кото­рые могут чередоваться по горизонтали или по диагона­ли. Если вы решили укладывать наполнитель по диагонали, вазу во время засыпки потребуется немного наклонить. Слои камней могут чередоваться с прослой­ками из мха.

Каменистый наполнитель придает не только декора­тивный эффект всей композиции, но и служит основным или дополнительным креплением для растительного ма­териала. В высоких вазах растения нередко устанавлива­ются сразу в наполнитель, а в низких - сначала закрепляются в специальных приспособлениях (кензан, пиафлор), а затем декорируются наполнителем.

В водной части композиции эффектно смотрится фольга, которую сворачивают в конус, скалывают иго­лочкой и уголком конуса ставят на дно вазы. Край конуса можно вырезать зубчиками. Цветы, используемые в аран­жировке, должны ставиться непосредственно в конус, тем самым достигается эффект сосуда в сосуде.

Стебли в прозрачной вазе можно задекорировать не только фольгой, но и обернуть их все вместе лентой, нит­ками, бусами, тогда получится оригинальный букет «на палочке».

Оборудование и инструменты

Крепеж

При создании цветочных композиций используются материалы, обеспечивающие желаемое расположение ве­ток и цветов в сосуде и их устойчивость. Такие техничес­кие средства называются крепежом. Поэтому в аранжировке, кроме декоративного материала, необхо­дим и рабочий материал, который невидим глазу в гото­вой композиции. К крепежу относятся: оазис, кензан, пиафлор, мох, перлит, пластмассовая наколка, крупно­зернистый песок, пластилин, воск, оконная замазка, клей, липкая лента, тесьма, бечевка, петельная и простая проволока разной длины и мягкости, торф, пенопласт, полиэтиленовые пакеты, пробирки, деревянные палоч­ки, резиновая груша, камешки, стеклянные шарики. Рас­скажем о некоторых из них.

Оазис (флористическая губка) - легкий пористый ис­кусственный материал, который режется на куски любых форм и размеров (рис. 45).

Рис. 45

Оазис изобрели в 40-х годах XX века и с тех пор он является одним из основных средств крепления в композициях. Он бывает двух видов - для живых растений и для сухих или искусственных. Оазис зеленого цвета впитывает воду и применяется для композиций с живыми цветами, оазис серого и коричне­вого цвета - только для композиций с сухими и искусст­венными цветами. Губка зеленого цвета бывает в основном прямоугольной или круглой формы разного размера. Материал этот очень легкий, но после намокания и впитывания воды становится тяжелее в тридцать раз.

После намока­ния губка не долж­на высыхать. Если вы хотите использовать ее еще для одной-двух аранжировок, после эксплуатации заверните губку в фольгу или полиэтилен.

Флористическая губка фиксирует стебли под любым углом в сосудах разной глубины и при ее использовании исчезает проблема загнивания воды. Правда, некоторые крупные растения нужно дополнительно закреплять с помощью петельной проволоки, а ктаким растениям, как тюльпаны и нарциссы, из губки плохо поступает вода.

Перед использованием оазиса в качестве крепежа для живых цветов ему нужно придать нужную форму и, как уже говорилось, намочить. Материал кладут на воду и, когда его поверхность опустится до уровня воды, выни­мают. Подготовленную таким образом губку вставляют в нужный сосуд так, чтобы она выступала над его кромкой на 2,5 см, фиксируют сверху липкой лентой или накалы­вают губку на шипы специальной наколки-»лягушки». Эта пластмассовая наколка представляет собой кружок с четырьмя вертикальными шипами. Основание-кружок необ- ходимо закрепить на дне сосуда с помощью вязкого материала, к примеру, пластилина. В том случае, если губка вырезана по размеру отверстия, закреплять ее спе­циально не нужно.

Кензан - металлический держатель-наколка, предс­тавляющая собой пластинку из свинцового сплава или другого тяжелого материала, в которой закреплены на расстоянии 3 мм латунные иголки (рис. 46).

Рис. 46

Кензаны мо­гут быть разной формы - круглые, подковообразные, прямоугольные, и разной величины - от 1,5 до 20 см в ди­аметре с основанием толщиной 6 - 7 см, с нержавеющи­ми иглами длиной 12 - 13 мм. Кензаны обязательно выполняются из тяжелого металлического сплава, чтобы надежно удерживать на своих иголках крупные цветоно­сы и ветки. Размер такой наколки непосредственно зависит от количества цветов и ветвей, входящих в создаваемую композицию. Если масса растительного ма­териала слишком тяжела, кензан крепится ко дну сухой вазы с помощью пластилина или оконной замазки.

Наколки очень удобны для аранжировки: они прочно фиксируют материал в нужном положении, а расщеплен­ный с их помощью стебель цветка способствуют лучшему поступлению в него воды.

Растительный материал устанавливается между игол­ками. Что касается веток, то на них делают косой срез и вставляют в кензан до упора, а потом наклоняют в сторо­ну, противоположную срезу (рис. 47).

Рис. 47

Если ветка слиш­ком толстая, на ее основании делают вдоль несколько надрезов и заостряют, как карандаш. Потом вставляют в кензан также, как и в предыдущем примере. В том случае, если ветки слишком тонкие, их собирают в пучок, пред­варительно сделав внизу каждой косой срез, обвязывают мягкой проволокой и ставят в наколку. Укреплять ветку нужно осторожно, двумя руками: одной рукой придержи­вать стебель на уровне наколки, а другой, держа ее на 20 см выше, постепенно с усилием вставлять ветку в держа­тель.

Цветы и травы фиксируют в кензане сразу под нужным углом. На мягких цветочных стеблях делают прямой срез, а очень тонкие стебли связывают вместе, обернув бума­гой или тканью, чтобы они лучше держались. Можно их также поместить в отрезок трубчатого стебля, к примеру, георгина. Сами же цветы с трубчатыми стеблями требуют особого крепежа. Внутрь стебля нужно вставить отрезок крепкой ветки или к такому отрезку привязать стебель у самого основания и только после этого ветка вместе со стеблем закрепляется на наколке. Если в композиции ис­пользуются слишком крупные цветы, наклоняющиеся под своей тяжестью, их нужно поддержать или зафикси­ровать толстой веткой или проволокой.

В готовой аранжировке кензан не должен быть виден. Если наколка небольшая, то ее прикрывают листьями, цветами, ветками еще во время составления композиции. Сложнее обстоит дело с большой наколкой. Рекоменду­ется в этом случае размещать концы растений ближе к центру, чтобы наклоненные листья и стебли скрывали наколку. Кензан можно также засыпать мхом, галькой, керамзитом, крупным речным песком или ракушечни­ком. Вода должна покрывать наколку слоем не менее 1,5-2 см.

В низких и плоских вазах почти все дно занято держа­телем-наколкой, а некоторые крупные стебли мешают наклону других растений, которые нередко лежат на кра­ях вазы. В связи с этим, делая аранжировку, стараются растения, наклоненные вперед, размещать на наколке не в передней, а в задней части, а наклоненные назадзакреп-ляют спереди. Также поступают с цветами, наклоненны­ми в разные стороны: повернутые вправо устанавливают в левой части наколки, повернутые влево - в правой час­ти. При такой установке растений их стебли перекрещи­ваются над держателем, и получается нужный наклон без упора на края вазы.

Необходимо следить за правильной расстановкой тя­желых ветвей на кензане и создавать нужный противовес, укрепляя ветки с двух его сторон. Тем самым, можно до­биться устойчивости и равновесия всей композиции.

Пиафлор - это синтетический влагоемкий пористый пеноматериал, удобный в качестве держателя для крепле­ния растений. Он представляет собой пористую губку, выпускаемую промышленностью в виде блоков или дру­гих форм (сердец, крестов) серо-зеленого цвета. Пиафлор так же, как и оазис, хорошо режется ножом, поэтому его можно сделать любого размера и формы, подходящих для взятого вами сосуда. За счет своей пористости и влагоем-кости он отлично поглощает воду и долго удерживает ее, не теряя твердости и эластичности. К тому же содержа­щиеся в пиафлоре бактерицидные вещества препятству­ют загниванию стеблей.

Перед тем как исполь­зовать пиафлор, его нуж­но положить на воду, чтобы он ею напитался. Необходимое количество воды материал должен вобрать в себя постепен­но, так что не надо погру­жать его в воду с усилием. Пиафлор применяется в качестве крепежа как в низких, так и в высоких вазах (рис. 48).

Рис. 48

Если материал будет установлен непосредственно в узкой горловине вазы, то с его боков на всю длину делают вертикальные срезы, чтобы через них проникала доливаемая в емкость вода.

В вертикальную поверхность блока пиафлора устанав­ливается мелкая зелень, которая будет декорировать низ композиции. На нижней части стеблей используемых растений делают косые срезы не менее 2 см. Сами же рас­тения погружают в пиафлор на 2/3 их длины. Если веточ­ки слишком тонкие, а листья с мягкими черешками, их связывают, обматывают липкой лентой и крепят к прово­локе, которую погружают в держатель. Можно смасте­рить и собственный контейнер с вмонтированным в него кусочком пиафлора.

Этот материал используется не только для составления композиций в вазах. Пиафлор нередко применяют для изготовления бутоньерок, букетов невесты и других буке­тов, предназначенных для подношения.

Недостатком пиафлора можно назвать его недолговеч­ность, так как он рассчитан на разовое использование и легко ломается, если вы надумаете поменять в нем распо­ложение растений.

Увлажненные моховые подушки. В качестве держателей в аранжировке давно используют подушки из мха (сфаг­нума), в которых растения легко можно установить под любым наклоном. Для изготовления такой подушки нуж­ны мох, мягкая проволока или шпагат и твердые металли­ческие шпильки. Подсушенному комку мха придается полусферическая форма и его обматывают со всех сторон тонкой проволокой или шпагатом. Если требуется по­душка большого размера, то мох добавляют несколько раз, каждый новый слой обматывая проволокой. Затем готовую подушку укладывают в низкую вазу или на тарел­ку и вставляют сбоку шпильки, наружные концы которых изгибают и цепляют ими за края вазы. Такую подушку можно привязать к плоскому камню или к металлической пластине и тогда уже без шпилек положить в вазу или на тарелку (рис. 49).

Для того, чтобы в моховой подушке сделать отверстия, пользуются острой палочкой. С ее помощью нужно для каждого растения просверлить углубление и вставить в него стебель.

Непосредственно перед установкой цветов на их стеб­лях делают косой срез. В середине подушки размещают самые длинные расте-

ния и затем концентрически размещают менее высокие цветы.

Чтобы уравновесить дающие или горизон­тально вытянутые композицию, можно включить в нее ниспацветущие побеги или ветви древесных пород. Если композиция выполнена в плоской вазе (на тарелке), должно создаваться впечатление, что все цветочные стебли растут из одной. После составления аранжировки вазу заполняют во­дой, которая быстро впитывается мхом, хорошо в нем удерживается и в нужных количествах передается расте­ниям.

Петельная проволока (аранжировочная сетка) - это тонкая проволока с ячейками диаметром 5 см. Петельную проволоку в основном применяют для композиций, сос­тоящих из большого числа тяжелых и высоких растений, нуждающихся в хорошей опоре и нередко предпочитаю­щих влажной флористической губке глубокую воду.

Проволока часто используется для крепления весен-нецветущих луковичных растений, которые плохо впи­тывают воду из флористической губки. Также в крупных композициях проволокой с ячейками в 2,5 см затягивают пиафлор или оазис.

Петельная проволока удобна тем, что стебли растений при необходимости можно вынимать и менять их поло­ точки.

жение до достижения необходимого результата, при этом растения в таком крепеже сохраняют естественный нак­лон. После употребления сетку нужно вымыть и исполь­зовать еще много раз.

Осуществлять крепление при помощи петельной про­волоки не так-то просто. Прежде всего нужно сделать его прочным, чтобы за проволоку можно было бы поднять сосуд. Каждый стебель, устанавливаемый в проволоку, должен проходить через три-четыре ее слоя.

Чтобы подготовить необходимый крепеж, берут пе­тельную проволоку с диаметром ячейки 5 см, отрезают от нее кусок приблизительно вдвое больше длины сосуда и вдвое больше его ширины. Затем с краев удаляют толстую проволоку, сворачивают сетку в рулон и сминают в неп­лотный клубок. Сосуд, в который помещается проволока, должен иметь достаточно широкое горло. Опуская в вазу клубок проволоки, стараются его не сдавливать, осторож­но проталкивают на дно так, чтобы проволока заполнила пространство от стенки до стенки. Над краями вазы должен возвышаться купол из спутанной проволоки. Сверху шар закрепляют липкой лентой, пропустив ее через верхний слой проволоки и приклеив к краям вазы (рис. 50).

Другой спо­соб фиксирования проволоки состоит в том, что ее натягивают на края сосуда и закрепляют снаружи. После того как клубок проволоки закреплен, можно устанав­ливать растительный материал.

В том случае, если петельная проволока используется для крепления растений в плоском сосуде, ее фиксируют на его дне при помощи липкой ленты, пластилина или другого вязкого материала.

Растения вставляют между витками проволоки под оп­ределенным углом наклона или самой проволокой обма­тывают нижнюю часть стеблей. В другом случае из полученного пучка проволоки вытаскивают несколько крупных петель, расположенныхв горизонтальной плос­кости. Эти петли укладывают на дно плоской вазы как опоры, а для большей устойчивости на них кладут камни.

Для того, чтобы в композиции с использованием тако­го крепежа задекорировать проволоку, пользуются листь­ями, мхом, крупным цветком и др.

Нередко аранжировщики при составлении цветочных композиций крепят растения во влажном перлите (строи­тельный утеплитель) или в песке, помещенных в полиэти­леновый пакет. Этот способ в основном используется для крепления растительного материала в плетеных корзи­нах, блюдах, кружках и других емкостях, пропускающих воду. Перлит или песок плотно набивают в тонкий пакет и смачивают минеральной водой (не соленой) или сахар­ным сиропом. Используемые вещества поглощают много воды, поэтому лишней жидкости дают стечь из мешка, за­тем его обвязывают и кладут в емкость для аранжировки. В подготовленном таким образом держателе с помощью заостренной палочки делают отверстия и в них помещают нужные растения. Через отверстия в мешке нужно регу­лярно добавлять воду в перлит или песок, чтобы цветы как можно дольше сохраняли свою свежесть.

Составляя композицию, растительный материал мож­но закреплять в вазе и при помощи специальных дырча­тых держателей. Нередко они представляют собой пластины с отверстиями, которые устанавливаются на горловину сосуда. Материалом для таких пластин служат пластмасса, органическое стекло, нержавеющий металл. Иногда держатели уже находятся в купленной вазе, зак­репленные на ее дне. Пользуясь дырчатыми приспособ­лениями, можно легко составить композицию из цветов, погружая их стебли в воду через уже готовые отверстия.

Крепление в низких и высоких вазах

Рассказывая об основных крепежах, мы говорили о не­которых особенностях их применения в вазах разной вы­соты. Теперь уделим этой теме отдельное внимание на примере использования другого крепежного материала.

В низких вазах растения можно укрепить и без специ­альных держателей. Для этого выравниваются их стебли по уровню нижнего среза, потом связываются на полови­не длины, раздвигаются и устанавливаются в вазу в рас­пор со скрепленными вверху стеблями.

Хорошим держателем в широких крупных или мелких вазах может стать разветвленная коряга, сучковатый об­рубок ствола, надежно упирающиеся в дно емкости. Ис­пользуются для этих целей хвойные ветки, галька, песок, стеклянные шарики, камушки.

В зависимости от того, в какой вазе - высокой или низкой - будет составляться композиция, различаются и способы крепления.

Крепление в высокой вазе. Фиксация стеблей растений в высокой вазе достаточно трудоемкое дело и требует мно­го времени и опыта. В качестве крепежного материала здесь используются деревянные палочки-распорки, ко­торые закрепляются в вазах двумя способами: горизон­тальным и вертикальным.

При горизонтальном способе две палочки из мягкой древесины, равные по длине диаметру вазы в самом ши­роком месте, закрепляют крест-накрест и вставляют внутрь сосуда. Полученная крестовина помогает удержи­вать цветы и ветки в нужном положении. Прочность го­ризонтального крепления можно проверить, подняв за него вазу. При такой фиксации распорка находится в го­ризонтальном положении (рис. 51-а).

Если растительный материал короткий, используют вертикальное крепление. Для этого палочку диаметром 1,2 - 2 см и высотой немного меньше высоты вазы рас­щепляют сверху и в расщеп вставляют также предвари­тельно расщепленную ветку или цветы (рис. 51-б). Затем эту конструкцию закрепляют с помощью тонкой прово­локи в необходимом положении. Стебель можно удли­нить, привязав к нему палочку нужной длины.

При желании можно сделать так, чтобы ветка сама удерживалась в сосуде в нужном положении. Для этого ее подрезают на столько, чтобы ее край упирался в стенку

Если используемая ветка тяжелая, к примеру, с плода­ми, ее следует надежно зафиксировать, подвесив на ее вазы.

конце «якорь» - грузик из камня, завернутый в полиэти-

Чтобы зафиксировать цветы в нужном направлении с определенным наклоном, может помочь липкая лента, которой крестообразно заклеивают отверстие вазы и уже между ней размещают стебли. Функции крепежа выпол­няет также клубок металлической нержавеющей сетки, которую помещают в горловину вазы или на дно. В высо­ких вазах растения, как правило, размещают в переднем секторе горловины. Они не должны занимать более чет­верти ее диаметра, чтобы тем самым не производить впе­чатление втиснутой охапки цветов.

К высоким вазам относятся и напольные. Нередко растения, составляющие композицию в напольной вазе, имеют короткие стебли и, чтобы закрепить их в сосуде, применяют некоторые хитрости:

- Емкости-вкладыши, прикрепленные проволокой к краям вазы (рис. 52).

В качестве емкостей используются стеклянные или металлические банки и стаканы, на дно которых устанавливают держатель для цветов, применяемый в низких вазах, а верх вазы можно дополнительно затянуть проволочной сеткой. - Комок мятой проволоки, закрепленной в уз­кой верхней части вазы, или петельная проволока, которой затягивается верх вазы.

-Прикрепление с по­мощью липкой ленты или проволоки стаканчиков, пробирок или других мелких сосудов к длинному дере­вянному или металлическому стержню, опущенному на дно вазы. Конечно, этот стержень полагается укрепить в вазе сверху и снизу.

-Размещение в вазе, заполненной мхом, песком и крупной галькой, пробирок. Их можно крепить на разной высоте, а для лучшей фиксации можно применять лип­кую ленту и проволоку.

-Наращивание корот­ких стеблей при помощи проволоки или деревян­ных стержней. Деревян­ные стержни должны быть длиннее вазы. Гор­ловину сосуда затягивают проволочной сеткой и че­рез ее ячейки опускают стержни на дно вазы. На разных уровнях к стерж­ням крепятся пробирки или другие емкости, в ко­торые ставят цветы (рис. 53).

Все эти приспособле-ниямаскируютсялентами серого или зеленого цвета, декорируютсямхом, листьями или цветами.

Аранжировщику также пригодятся: соль, сахар, глице­рин, нашатырный спирт, лимонная кислота, уксус, дре­весный уголь, марганцевокислый калий и его нитраты, квасцы.

Для того, чтобы не повредить во время работы лепест­ки цветов, рекомендуется класть их не на стол, а на спе­циальную подставку-скамеечку высотой 4 - 5 см.

Инструменты

При составлении любой цветочной композиции вам могут пригодиться некоторые инструменты: ножницы, секатор, нож, плоскогубцы, шило, пинцет, щипцы, пи­лочка. Для увлажнения растений в готовой композиции вам понадобятся: лейка с длинным узким носиком, рас­пылитель, воронка, пробирки, насос или шприц, тонкий резиновый шланг, фланелевая тряпочка и, конечно, по­лотенце, чтобы вытирать руки, инструменты и стол после завершения работы. Остановимся на некоторых предме­тах и приспособлениях подробнее.

Ведро с водой. Оно необходимо при сборе цветов в саду. Желательно, чтобы у него было две ручки по бокам, пото­му что одна ручка может повредить высокие растения при переноске.

Ножницы флориста - специальные короткие ножни­цы, имеющие одно лезвие с зазубринами на кромке. Вы­емка у основания лезвия поможет нарезать тонкую проволоку (рис. 54).

Такие ножницы, в отличие от боль­шинства обычных, не сминают ткани.

Нож должен быть с коротким острым лез­вием. С его помощью зачищают стебли, срезают листья и шипы, делают косые срезы на стеблях или расщепля­ют их. Ножом разрезают оазис и пиафлор и т. п.

Секатор может быть обычным садовым или специаль­ным, с более узким лезвием, предназначенным для аран­жировки.

Кусачки понадобятся для разрезания петельной или толстой проволоки, стеблей искусственных цветов и т. п.

Распылитель нужен для сохранения свежего вида рас­тений, составляющих композицию. Рекомендуется оп­рыскивать растения каждый день.

Лента для обвивки стеблей шириной 12 мм. Ею обма­тывают проволочные стебли у искусственных цветов. Она изготавливается из пластмассы и вощеной бумаги и ста­новится липкой от тепла рук.

Проволока применяется для установки поникших стеблей, изготовления небольших букетиков и бутонье­рок. Также из нее делают стебли для сухих и искусствен­ных цветов. Самой прочной является проволока диаметром 0,46 -1,25 мм, проволока потоньше имеет ди­аметр 0,28 - 0,35 мм. Для тонких работ и подвязки расте­ний используется катушечная проволока разных цветов.

Краски и лаки применяют для подкрашивания сухого и искусственного материала. Это могут быть аэрозольные, акриловые краски, которыми подкрашивают также кре­пеж, сосуды и др. Специальные закрепители и лаки для волос используются для фиксирова­ния сухих композиций.

Палочки. В качестве палочек для протыкания отверстий в флористичес­кой губке, прокалывания семян и пло­дов, используемых в композиции, нередко применяют обычные зубочис­тки. С их помощью можно закрепить свечу, воткнув несколько палочек вок­руг нее.

Держатель для свечи (рис. 55) закрепляют в наколках или в оазисе. Рекомендуется держатели приобретать с ме­таллическими наконечники, чтобы свечи использовать не только как украшение, но и иметь возможность их за­жигать.

Подставки

Подставка кладется под сосуд с композицией, чтобы обезопасить поверхность мебели от брызг и излишней влаги. Иногда подставка выполняет роль связующего элемента между композицией и аксессуарами к ней, тем самым нередко делая композицию гармоничнее и прида­вая ей определенную законченность. Нужно избегать ис­пользования громоздких и слишком ярких подставок, которые могут отвлечь внимание от самой цветочной композиции.

Деревянная подставка может быть сделана из доски, фанеры, ДСП или пробки. Подставки из дерева могут быть прямоугольной или круглой формы. Самый удоб­ный диаметр круглой подставки 30 см. Она должна не только сочетаться по цвету с растениями и сосудом, но и гармонировать с окружающей обстановкой.

Сервировочная подставка может быть пластмассовой, соломенной или бамбуковой. Ее выбирают по диаметру сосуда, потому что она чаще всего не играет декоратив­ной роли.

Спил дерева может использоваться с корой и без нее, но подходит не для всех композиций. Сосуд на него ста­вят в середине или с краю.

Подставка из камня может быть выполнена из куска известняка, мрамора, алебастра. В ней нередко делаютуг­лубление, в которое помещают подходящий сосуд с рас­тениями.

Подставка в чехле представляет собой деревянный круг, обтянутый тканью, к примеру, трикотажем подхо­дящего цвета. Такой своеобразный чехол выкраивают по размеру круга и приклеивают к нему или натягивают.

Назад в Оглавление книги


← Линник Ю.В. Космос Русского праздника   Методические аспекты обучения студентов составлению флористических композиций →